Потребление стали в России начало восстанавливаться во II квартале

В 2023 году может быть зафиксирован символический рост в 1–2%
Андрей Гордеев / Ведомости

Потребление стали в России выросло во II квартале 2023 г. на 20,7% к показателю аналогичного периода прошлого года и на 8,3% к уровню I квартала этого года до 12,04 млн т. Это следует из обзора экспертов «Северстали».

В январе – июне потребление стали увеличилось на 7,8% до 23,2 млн т. В I квартале этого года, говорится в обзоре «Северстали», спрос на сталь в России снижался на 3% к I кварталу 2022 г.

Рост потребления во II квартале этого года и в целом по итогам шести месяцев в первую очередь объясняется увеличением спроса в строительном секторе. В первом полугодии он вырос на 11% до 18,2 млн т, в апреле – июне – на 24,6% до 9,4 млн т.

Как отмечают эксперты «Северстали», основными драйверами роста металлопотребления в этом секторе остаются господдержка строительства социального и коммерческого жилья, стабильный интерес к складской недвижимости, где сохраняются низкие показатели вакантности, и спрос на индивидуальное жилищное строительство, в том числе при поддержке специальных ипотечных программ. По данным Росстата, объем работ в секторе строительства в России вырос в пером полугодии 2023 г. на 9,2% до 5,6 трлн руб.

По данным Минпромторга, потребление стали в строительстве за шесть месяцев 2023 г. выросло более чем на 10% почти до 18 млн т, сообщил «Ведомостям» представитель министерства. При этом в 2022 г. в этой отрасли было снижение потребления стали более чем на 4%.

Также на динамику роста, по оценкам экспертов, повлияло увеличение спроса в машиностроении за счет восстановления автомобилестроения и железнодорожного машиностроения. В январе – июне спрос на сталь в машиностроении вырос на 5% до 2,4 млн т, во II квартале – на 23,8% до 1,25 млн т.

В ТЭКе потребление стали в первом полугодии снизилось на 6% до 2,7 млн т. Во II квартале в секторе потребление также сократилось, но менее существенно – на 3% до 1,4 млн т. Эксперты «Северстали» объясняют это временным снижением потребности в трубах большого диаметра из-за «завершения проектов, стартовавших в 2021–2022 гг.». По их оценке, отсутствие определенности в добыче углеводородов в связи с санкциями не позволяет сделать однозначный прогноз развития спроса в ТЭКе.

Представитель «Северстали» уточнил «Ведомостям», что речь сейчас скорее идет о восстановлении потребления стали до приемлемых уровней, а не о значительном росте. Он добавил, что потребление во II квартале традиционно высокое ввиду сезонных факторов (прежде всего в строительстве), при этом во II квартале 2022 г. в отрасли наблюдался «шок от введенных санкционных ограничений».

Высокие темпы роста внутреннего потребления во II квартале в первую очередь объясняются низкой базой, поскольку на II квартал 2022 г. пришелся пик последствий от введенных санкций, подтверждают аналитик ФГ «Финам» Алексей Калачев и руководитель управления аналитики по рынкам ценных бумаг Альфа-банка Борис Красноженов.

В мае вице-премьер, министр промышленности и торговли Денис Мантуров говорил, что Минпромторг ожидает роста выпуска стали в России в 2023 г. на 4–5% к предыдущему году до 74–75 млн т. По его словам, в I квартале выплавка стали находилась на уровне рекордного 2021 года – 18,7 млн т. Мантуров называл внутренний рынок основным фактором роста российской металлургии.

В марте 2022 г. ЕС ввел запрет на импорт широкой номенклатуры стальной продукции из России. Металлурги были вынуждены перенаправлять экспорт в Азию и временно сокращать производство. По данным Минпромторга, производство стали в России в 2022 г. сократилось на 5,5% до 73,5 млн т (77,8 млн т в 2021 г.). По данным Всемирной ассоциации производителей стали (WSA), производство стали в России в январе – июне 2023 г. выросло на 1% до 37,5 млн т.

По прогнозу «Северстали», выпуск стали самой компанией в 2023 г. составит 11–11,5 млн т. В первом полугодии «Северсталь» увеличила производство на 6% до 5,7 млн т. Сейчас компания экспортирует 20% продукции, в том числе на рынки СНГ. ММК также увеличил производство в январе – июне – на 7,5% до 6,5 млн т, сообщала компания. Группа НЛМК и «Металлоинвест» производственные результаты за первое полугодие 2023 г. не публиковали.

Аналитики в целом согласны с указанными экспертами «Северстали» факторами восстановления спроса. Поддержку внутреннему рынку, по оценке Калачева, оказали «хорошие темпы строительства» и замещение импорта металлопродукции с Украины и из Казахстана. Красноженов и старший аналитик инвестбанка «Синара» Дмитрий Смолин обращают внимание на то, что во II квартале традиционно высок спрос на сталь со стороны строительного сектора. На него приходится более 50% потребления стали, напоминает Красноженов. Потребление стали в других отраслях промышленности, в частности в машиностроении и энергетике, продолжает восстанавливаться, добавляет Смолин.

По прогнозу Калачева, в III–IV кварталах 2023 г. динамика потребления остается положительной, но будет менее значительной, так как во втором полугодии 2022 г. потребление и производство стали уже восстанавливались. Поводов для снижения потребления стали во втором полугодии в России нет, но нет и значимых факторов его роста, соглашается Смолин. «Рост спроса на сталь в 2023 г. будет находиться на уровне 1–2% в основном за счет эффекта низкой базы 2022 г., когда ряд отраслей, включая машиностроение, снизили потребление стали», – заключает он. Аналогичную оценку дает Красноженов.

Калачев подчеркивает, что сейчас российские металлургические предприятия «практически полностью» восстановили загрузку мощностей. Поэтому рост объемов производства стали в 2023 г., по его оценкам, может составить около 5%.

Смолин добавляет, что росту выпуска стали в стране способствует также экспорт в страны ближнего зарубежья. Но для восстановления экспорта до досанкционных уровней, по словам Калачева, потребуется время, поскольку полностью заменить европейский рынок альтернативными направлениями быстро не получится.