Верфь АФК «Система» построит серию электросудов для Москвы за 8 млрд рублей

Речные трамваи могут начать работу в столице уже в 2024 году
Максим Стулов / Ведомости

Судостроительный завод Emperium (входит в Sitronics, подконтрольную АФК «Система») в Ленинградской области построит новую серию пассажирских прогулочных судов на электротяге «Москва 2.0». Об этом рассказали «Ведомостям» три источника на предприятиях судостроительной отрасли.

Sitronics завершает проектирование данных судов, строительство головного судна начнется осенью, говорит один из источников. По словам другого собеседника, завод уже получил первые документы, но резка металла пока не началась.

В серии будет 25–26 судов, уточняют два источника «Ведомостей». Их длина составит 30–35 м, ширина – 8 м. Каждое судно будет стоить около 300 млн руб., говорит один из них. Таким образом, весь заказ будет стоить 7,5–7,8 млрд руб. По словам другого собеседника, первые суда серии будут поставлены к концу 2024 г., а вся серия – до конца 2025 г.

Два источника утверждают, что эксплуатантом катеров станет столичная компания «Водоходъ», которая в июне запустила в Москве движение электрических судов Ecobus по линии Киевский вокзал – причал на Шелепихинской набережной. По маршруту начали курсировать восемь Ecobus, произведенные Sitronics по заказу компании «Пассажирский порт» (дочерняя структура «Водохода») на площадках в Ленобласти и Перми. Маршруты будут расширяться по мере поступления новых судов. В этой серии будет построено 21 судно, источники «Ведомостей» оценивали их в 260 млн руб. за каждое судно, или около 5,46 млрд руб. за серию (см. «Ведомости» от 21 июня 2023 г.).

В конце 2021 г. компания «Пассажирский порт» выиграла конкурс, проводимый структурой дептранса Москвы, на организацию пассажирских речных перевозок в столице на 15 лет. В целом за это время она получит 19,5 млрд руб.

Два источника утверждают, что серия «Москва 2.0» будет также построена для бассейна Москвы-реки. Они говорят, что суда будут на смешанной тяге – их оснастят аккумуляторами и дизель-генераторами, которые также будут вырабатывать электричество. «Дизель-генератор в данной концепции увеличивает дальность хода и служит резервным источником питания на случай разрядки батарей», – пояснил один из собеседников.

Но третий источник сомневается, что власти Москвы, взявшие курс на полную электрификацию общественного транспорта, разрешат использовать дизельное топливо. «Суда, скорее всего, будут полностью электрическими», – считает он.

Два собеседника утверждают, что финансирование будет вестись через Государственную транспортную лизинговую компанию (ГТЛК). При этом они не знают, будут ли использованы средства фонда национального благосостояния (ФНБ) для этого проекта. В паспорте инвестпроекта «Программа льготного лизинга гражданских судов водного транспорта» данная серия судов отсутствует.

Представитель ГТЛК не подтвердил информацию о наличии заказа на суда проекта «Москва 2.0». «В портфеле контрактов ГТЛК есть только договоры на поставку семи электросудов в рамках программы льготного лизинга водных судов с госфинансированием для регулярных речных перевозок в Москве. Одно уже передано в лизинг, другие будут переданы до конца года», – сказал он. Твердый контракт на строительство на данный момент действительно не заключен, говорят источники «Ведомостей». Но заказчик, производитель и лизингодатель, по их словам, уже достигли «принципиальной трехсторонней договоренности» о его заключении.

Представитель ГТЛК добавляет, что в перспективе лизинговая компания планирует расширять присутствие в сегменте водного транспорта на электротяге. В числе 260 судов, которые компания закажет на российских верфях с использованием средств ФНБ в 2023–2027 гг., – 16 электрических пассажирских судов проекта 401001 Ecobus, восемь из которых должны быть построены и переданы в лизинг в 2025 г., еще восемь – в 2026 г., уточняет он. Еще шесть электрических пассажирских судов проекта «Экокруизер», по данным ГТЛК, должны быть построены и переданы в лизинг в 2026 г. Общий объем инвестиций по всем 260 судам составит 231 млрд руб., из которых 136 млрд руб. придется на ФНБ.

В Sitronics и в «Водоходе» отказались от комментариев. В Минпромторге переадресовали вопросы в правительство Москвы. «Ведомости» направили запрос в дептранс столицы. По словам собеседника, близкого к дептрансу, на данном этапе ему неизвестно о новых заказах на пассажирские прогулочные суда, о которых говорят источники «Ведомостей».

Директор по развитию Portnews Надежда Малышева отмечает, что обычно инвесторы берутся за такие проекты только при наличии господдержки. «Несмотря на отсутствие данных судов в текущей редакции федеральной программы льготного лизинга гражданских судов водного транспорта, «Водоходъ» сможет добиться внимания государства к своему проекту», – предположила она.

Теплоходы серии «Москва»

Для речных перевозок в СССР использовались речные теплоходы проекта «Москва» (Р-51), которые с конца 1960-х гг. строил Московский судостроительный завод. Всего для Белорусской, Украинской, Латвийской, Молдавской ССР, а также для Чехии, Польши, ГДР и других стран было построено 334 таких судна.

По словам гендиректора «Infoline-аналитики» Михаила Бурмистрова, ключевой драйвер в развитии аналогичных проектов – наличие господдержки в виде льготного финансирования через ГТЛК. Также для успешной реализации проекта, по словам Бурмистрова, важно наличие крупного платежеспособного заказчика и квалифицированного частного инвестора, например такого, как «Водоходъ».

По мнению Малышевой, в перспективе проект также может расшириться на Санкт-Петербург и Татарстан. В то же время она отмечает, что в Москве сегодня создается необходимая для экосудов энергетическая инфраструктура, тогда как в Петербурге пока недостаточно мер региональной поддержки для таких проектов.

Для развития городских речных перевозок и строительства соответствующих судов в России сложилось сразу несколько факторов, говорит Бурмистров. «Москва идеально подходит для запуска проекта Ecobus – масштабный бюджет города, такие проекты экологичного транспорта, как закупки электробусов. В последние годы активно развивается внутренний туризм, что тоже играет на руку речным перевозкам», – отмечает эксперт.