Минтранс занялся борьбой с мошенничеством со льготными авиабилетами

На специальный портал по учету субсидий потратят более 135 млн рублей
Будет создан новый цифровой сервис подтверждения права пассажира на приобретение субсидированного авиабилета/ Евгений Разумный / Ведомости

ФГБУ «Ситуационно-информационный центр Минтранса РФ» (СИЦ) заказало разработку системы «Портал субсидированных перевозок» (ПСП) у ФГУП «Защитаинфотранс» (также контролируется Минтрансом) за 135,5 млн руб., следует из результатов конкурса на портале госзакупок. Сервис должен быть разработан к концу 2023 г.

Представитель СИЦ уточнил, что новый портал не предназначен непосредственно для продажи авиабилетов. «Продажа – коммерческий процесс, который, как и ранее, остается исключительно на стороне авиакомпаний», – подчеркнул он.

По итогам разработки будет создан новый цифровой сервис подтверждения права пассажира на приобретение субсидированного авиабилета, говорит собеседник. Также портал будет автоматически контролировать расходование пассажиром квоты на приобретение таких билетов по постановлению правительства № 215, отметил представитель СИЦ.

Постановление № 215 от 2018 г. регламентирует субсидирование авиаперевозок из центральной части России на Дальний Восток, в Калининград и Крым для льготных категорий граждан: жителей Дальнего Востока, граждан моложе 23 лет и старше 55 (для женщин) и 60 (для мужчин) лет, некоторых категорий инвалидов и членов многодетных семей. Льготники имеют право летать по таким билетам не более четырех раз в год.

Такие субсидии предоставляются на рейсы авиакомпаний, отобранных на определенные маршруты, которые публикуются Росавиацией. Объем субсидий по программе рос с 6,2 млрд руб. в 2019 г. до 21,3 млрд руб. в 2021 г. В 2022 г. дотации сократились до 13,6 млрд руб. «Коммерсантъ» писал, что бюджет полностью не расплатился с перевозчиками за 2022 г. Долг составлял 2,8 млрд руб., а по итогам 2023 г. он может вырасти до 4,1 млрд руб.

В июле Минтранс сообщал, что общий бюджет программ авиасубсидий (по постановлениям 1242, 215 и 1172) на 2023 г. составляет 25 млрд руб., что позволит перевести 3,8 млн пассажиров по 412 маршрутам.

Перевозчики смогут направлять запрос через ПСП и получать с помощью системы межведомственного электронного взаимодействия цифровое подтверждение (или отклонение) права пассажира на покупку льготного билета. «Авиакомпаниям будет обеспечен более удобный способ подтверждения права пассажира. Пассажир получит возможность приобрести субсидированный билет без визита в офис авиакомпании с бумажными документами, подтверждающими право на приобретение билета по спецтарифу, а при оформлении билетов онлайн на сайте авиакомпании клиенту не потребуется прикреплять сканы таких документов», – пояснил представитель СИЦ.

Собеседник, близкий к разработке ПСП, отметил, что система позволит авиакомпаниям в автоматическом режиме обмениваться информацией о количестве авиабилетов, приобретенных ранее конкретным пассажиром по данной программе субсидирования. Таким образом, превышение лимитов купленных билетов будет исключено, пояснил он.

Как рассчитывают субсидии

По постановлению 215 размер тарифа и субсидии различаются в зависимости от маршрута. Например, на линии Москва – Магадан – Москва пассажир платит 10 200 руб. за перелет в одну сторону, бюджет компенсирует перевозчику еще 10 200 руб. На маршруте Калининград – Петербург – Калининград пассажир платит по спецтарифу 3500 руб. в одну сторону, бюджет компенсирует еще 4500 руб.

Старший юрист судебной практики Capital Legal Services Роман Фридлендер говорит, что покупку субсидированных авиабилетов гражданами сверх установленного законом лимита можно классифицировать как недобросовестное поведение, но санкций за это законом не предусмотрено. «Поэтому авиакомпании вынуждены сами заполнять этот законодательный пробел и придумывать собственные санкции. «Аэрофлот» при продаже субсидированных билетов указывает, что вправе аннулировать билет и взыскать понесенные убытки, если выяснит, что он куплен сверх установленного лимита», – отмечает он.

В мае Минтранс опубликовал проект постановления правительства «О проведении эксперимента по внедрению систем оформления субсидированных перевозок воздушным транспортом». В пояснительной записке к нему говорилось, что ПСП будет работать в экспериментальном режиме с 1 июля 2023 г. до 1 июня 2024 г.

Представитель СИЦ не раскрыл, почему сроки запуска портала перенесены на полгода, но сказал, что документу поменяли название на «О проведении эксперимента по цифровизации процесса управления льготными и субсидированными пассажирскими перевозками на воздушном транспорте», а ПСП будет запущен в сроки, указанные в окончательной редакции документа.

Собеседник «Ведомостей», близкий к Минтрансу, сказал, что проект постановления проходит межведомственное согласование.

В Минфине переадресовали вопросы в Минтранс. «Ведомости» направили запросы в Минтранс и авиакомпании «Аэрофлот», S7, «Уральские авиалинии», UTair, Smartavia, «Ираэро».

Генеральный директор Only Кирилл Владимиров считает цену тендера «немного завышенной», так как он содержит множество рисков, которые могут возникнуть в процессе разработки. «При подписании договоров разработки обычно так делают. Разработчик видит риски в реализации этой задачи, так как в требованиях указано огромное количество ГОСТов и интеграций», – отмечает эксперт.

Владимиров добавил, что разработка требует определенной экспертизы в области транспортных систем, цифровых платформ и автоматизированных информационных систем. Разработчикам потребуется понимание комплексных процессов, связанных с пассажирскими перевозками, льготами, квотами, электронным документооборотом и воздушным транспортом, поясняет он. Но, по мнению эксперта, «любая компания, которая занимается разработкой сложных IT-систем и имеет в штате опытных системных и бизнес-аналитиков, архитекторов, способна реализовать такой проект».