Минэнерго прорабатывает введение лицензирования экспорта нефтепродуктов

Это один из вариантов борьбы с серыми поставщиками
Введение лицензирования экспорта нефтепродуктов по факту будет означать сокращение числа экспортеров бензина и дизельного топлива/ Андрей Гордеев / Ведомости

Министерство энергетики России рассмотрит введение лицензирования экспорта нефтепродуктов в рамках борьбы с ростом цен на топливо на внутреннем рынке. Об этом сообщили «Ведомостям» в пресс-службе Минэнерго. 

«Минэнерго проанализированы разные варианты противодействия вывозу на экспорт топлив, предназначенных для внутреннего рынка, в том числе и механизм лицензирования», – говорится в ответе пресс-службы. Там подчеркнули, что сейчас идет межведомственное обсуждение, говорить о каких-либо подходах «пока преждевременно».

Ранее «Интерфакс» писал со ссылкой на источники, что поручение проработать вариант с лицензированием экспорта нефтепродуктов давал вице-премьер Александр Новак. 

Оптовые цены на нефтепродукты на бирже СПбМТСБ начали расти в апреле, когда в России стартовал сезон ремонтов нефтеперерабатывающих заводов. Стоимость Аи-92 и Аи-95 на бирже продолжала расти почти до конца июля: с 10 апреля по 24 июля этого года цена 92-го бензина на бирже СПбМТСБ выросла на 41% и достигла максимума в 64 879 руб./т, цена Аи-95 – на 35,8% до пиковых 69 925 руб./т. 14 августа Аи-92 торговался по 62 156 руб./т, Аи-95 – по 69 049 руб./т.

Цены на летний дизель перешли к росту в начале июля, когда сезон ремонтов уже закончился. В результате с 10 июля по 14 августа стоимость тонны дизтоплива увеличилась на 23,4% до исторического максимума в 65 311 руб.

Рост оптовых цен на топливо в июле перешел и в розницу. По данным Росстата, в июле стоимость топлива на АЗС выросла на 2,2% по сравнению с июнем этого года. За неделю с 31 июля по 7 августа литр Аи-92 подорожал на 0,6% до 49,75 руб., Аи-95 – на 0,7% до 54,32 руб., а дизеля – на 0,2% до 58,9 руб.

Последние месяцы власти обсуждают различные способы удержания роста цен на топливном рынке. В конце июня пресс-служба Минэнерго сообщала, что рост цен на бензин в мае – июне этого года был вызван первой волной плановых ремонтов НПЗ, а после нее производство нефтепродуктов должно было стабилизироваться.

Также в конце июня Новак поручил Минэнерго и ФАС проработать вопрос квотирования экспорта нефтепродуктов. Также им поручили представить предложения по недопущению серого экспорта нефтепродуктов и принять приказ об увеличении нормативов биржевых торгов бензином и дизелем. Такой приказ был подписан 2 августа, а биржевые нормативы были увеличены на 1 п. п. – до 13% по бензину и 9,5% по дизтопливу.

Кроме того, вице-премьер поддержал предложение Минэнерго сократить количество экспортеров бензина. Но министр энергетики Николай Шульгинов в конце июля выступил против прямого регулирования топливного рынка, так как это может привести к дефициту нефтепродуктов. По его словам, создание единого экспортера топлива в правительстве не обсуждается.

Введение лицензирования экспорта нефтепродуктов по факту будет означать сокращение числа экспортеров бензина и дизельного топлива, поясняет независимый эксперт Кирилл Родионов. Ранее эта мера рассматривалась только в отношении мини-НПЗ, но их доля в общем объеме экспорта незначительная (в 2021 г. всего 1,4% по дизелю, бензин – 0%), добавляет он. По мнению эксперта, лицензирование экспорта приведет к росту административных издержек для компаний, но «не сможет всерьез повлиять на рынок». 

Родионов считает, что выйти из текущего топливного кризиса можно с помощью повышения нормативов биржевых продаж до 50% для бензина и до 33% для дизеля, а также «кратного сокращения» акцизов. «Эти меры снизят издержки НПЗ и при этом сделают топливо более доступным для независимых АЗС, из-за чего крупным сетям будет сложнее поднимать розничные цены без угрозы потери рынка», – подчеркивает он. 

По словам Родионова, с 2015 по 2023 г. акцизы увеличились почти втрое: акциз на бензин 5-го класса – с 5530 до 14 345 руб./т, на дизель того же класса – с 3450 до 9938 руб./т.