Зарубежные фармкомпании продолжают занимать треть местного рынка

Их продажи в нашей стране достигли 349 млрд рублей в первом полугодии, несмотря на заявления о сокращении инвестиций
Рост продаж у иностранных фармкомпаний связан с ростом цен на лекарства/ Андрей Гордеев / Ведомости

Доля зарубежных препаратов на российском рынке по итогам первого полугодия 2023 г. остается на уровне аналогичного периода позапрошлого года и составляет 34%, по подсчетам маркетингового агентства DSM Group. По итогам первых шести месяцев прошлого года доля импортных лекарств составляла 35%.

Что касается продаж, то в этом году зарубежные производители, по подсчетам DSM Group, реализовали лекарств в общей сложности на 349 млрд руб. Если не считать «ажиотажный» 2022 год (тогда продажи за первое полугодие составили 387 млрд руб.), это самый высокий показатель как минимум за последние шесть лет. К примеру, в первом полугодии 2021 г. он был почти на 15% ниже – 297 млрд руб.

В прошлом году многие иностранные фармкомпании заявляли о снижении инвестиций в Россию. В частности, французская Sanofi сократила расходы на рекламу и продвижение в нашей стране. Так же поступила и датская Novo Nordisk. Как было сказано в ее отчете за первое полугодие 2023 г., компания приостановила инвестиции в маркетинг, а также «сместила акцент с запуска новых препаратов и клинических исследований на обеспечение поставок инсулина». «Прекратила операционную деятельность в России» и финская Orion Pharma. Страну также покинули американские фармкомпании Eli Lilly и Bristol-Myers Squibb (BMS), передавшие местный бизнес швейцарской Swixx BioPharma. Доли ушедших из России иностранных фармгигантов заняли другие иностранные компании, которые ранее не были так широко представлены на местном рынке, объясняет тенденцию генеральный директор DSM Group Сергей Шуляк.

На это же указывает и директор по развитию RNC Pharma Николай Беспалов. По его словам, менее крупные участники мирового фармрынка стали занимать освободившиеся и в целом востребованные в этой отрасли ниши. К примеру, швейцарская Avva Pharmaceuticals увеличила свою долю на 54,6% до 0,23%, македонская Alkaloid AD Skopje – на 50,1% до 0,29%, CSL Behring – на 35,9% до 0,21%, польская Polpharma – на 5,6% до 1,98%, венгерская Gedeon Richter – на 2,5% до 2,31%. Последняя в своей финансовой отчетности за первое полугодие 2023 г. сообщила, что ее продажи год к году выросли на 23% до 165,4 млн евро. Она объясняет это в том числе и «более благоприятной конкурентной средой». 

Зарубежные компании продолжили в России маркетинговую деятельность, что также привело к росту продаж препаратов, продолжает Шуляк. Конкретных цифр он не привел. Как писала газета «Коммерсантъ», в 2022 г. маркетинговые выплаты иностранных вендоров по продвижению лекарств составили 19,6 млрд руб., что на 6,6% больше, чем было годом ранее. В первые шесть месяцев 2023 г. расходы по этой статье у Gedeon Richter выросли на 13%, указывает компания в своей отчетности. Представитель ее российского офиса сообщил, что в текущих условиях он продолжает заниматься поставками своей продукции. По словам Шуляка, продвижение препаратов происходит через профильные медицинские организации. Это связано с тем, что большинство крупных иностранных компаний, в том числе Novo Nordisk и Eli Lilly, сообщали, что будут ввозить в Россию лекарства исключительно из списка жизненно важных и необходимых. При этом большая часть доходов по ним приходится на госзакупки. 

Рост продаж у иностранных фармкомпаний связан также и с ростом цен на лекарства, говорит Беспалов. По его словам, в первом полугодии 2023 г. они подорожали в среднем на 5,2%. Об этом же пишет в своей отчетности и Gedeon Richter.

Российский фармрынок продолжает оставаться привлекательным для иностранных производителей, отмечает Шуляк. Он напоминает, что по итогам первого полугодия 2023 г. его объем составил более 1 трлн руб. По этой причине терять долю им невыгодно, так как ее в любой момент может занять конкурент. Например, у Orion Pharma в связи с уходом из России сократилась операционная прибыль на 25 млн евро (до 102 млн евро), указывала компания в своей отчетности по итогам первых шести месяцев 2023 г. Как правило, фармкомпании стараются остаться на местном рынке или продолжить поставки своих лекарств в страну через посредников, соглашается управляющий партнер специализирующейся на фармацевтическом рынке консалтинговой компании «Проектирование систем управления» Павел Лисовский.