Маркетплейсы могут освободить от ответственности за нарушения при онлайн-продаже спиртного

Власти вернулись к обсуждению вопроса о дистанционной торговле алкоголем
Ведомства продолжают пересылать друг другу отзывы на законопроект об онлайн-продаже спиртного/ Getty Images

Парламентарии готовят к внесению в Госдуму в осеннюю сессию обновленный законопроект, который должен разрешить онлайн-торговлю алкоголем на маркетплейсах. Об этом рассказал «Ведомостям» источник, близкий к администрации президента (АП), и подтвердил собеседник в отраслевой ассоциации.

Перед внесением такого важного законопроекта, меняющего и правила рынка, и правила жизни (сейчас онлайн-торговля алкоголем запрещена), необходимо оценить, что скажут об этом люди, говорит близкий к АП источник «Ведомостей». Он считает, что в целом граждане воспримут инициативу позитивно, хотя еще предстоит проработать некоторые моменты, на которые уже указали ведомства, в том числе Минфин.

В июне глава комитета Совета Федерации по конституционному законодательству Андрей Клишас («Единая Россия») уже направлял разработанный им после консультаций с отраслью аналогичный законопроект в правительство, писал РБК. Но после заключения Минфина он отозвал его, сообщали «Ведомости», и обсуждение инициативы застопорилось. С Клишасом сейчас связаться не удалось.

Но, как следует из заключения Минфина, с которым ознакомились «Ведомости», параллельно Клишас направил законопроект в государственно-правовое управление (ГПУ) президента, которое запросило позицию отраслевых министерств и ведомств, в частности Минпромторга, ФАС, Росалкогольрегулирования (РАР, теперь «Росалкогольтабак регулирование») и др.

Ведомства и их поправки

Минфин концептуально поддерживает инициативу при условии «обеспечения достаточного контроля за осуществлением такой деятельности, минимизации риска продажи такой продукции, а также соблюдения запретов и ограничений, установленных для розничной продажи алкогольной продукции», указано в заключении министерства в ответ на письмо ГПУ. Законопроект Клишаса, таким образом, «может быть поддержан при условии существенной доработки», отмечается в ответе министерства. Свои заключения на инициативу также представили Минпромторг, Роскомнадзор и РАР. Все они «концептуально поддерживают» законопроект, но со своими замечаниями в части маркировки алкогольной продукции, блокировки сайтов-нарушителей и др.

Направление заключения «Ведомостям» подтвердил и представитель РАР. Он подчеркнул, что в заключении говорится о необходимости его существенной доработки. «В частности, это касается закрепления на федеральном уровне механизма ведения реестра владельцев сайтов [продающих спиртное], а также определения механизма контроля за оборотом в системе ЕГАИС», – добавил он.

«Вопросы дистанционной продажи алкоголя находятся в ведении РАР», – заявил «Ведомостям» представитель Роскомнадзора. Он подчеркнул, что служба готова приступить «к исполнению закона в рамках своих полномочий после принятия соответствующих изменений» в порядке дистанционной торговли спиртным. «Ведомости» направили запросы в Минпромторг, а также в Минздрав и МВД, которые ранее выступали против легализации онлайн-торговли спиртным.

Маркетплейсы выводят за скобки

При этом Минфин приводит ряд предложений, которые хотел бы включить в законопроект. Одно из них заключается в необходимости предусмотреть ответственность за несоблюдение запретов и ограничений в области розничной продажи алкоголя. Ее, по мнению ведомства, должен нести именно продавец, реализующий алкогольную продукцию дистанционным способом, «вне зависимости от того, кто будет осуществлять доставку».

Это означает, что при размещении витрин магазинов на платформе какого-либо маркетплейса ответственность за любые нарушения, например продажу несовершеннолетнему или же доставку в ночное время, будут нести именно продавец и магазин, а не площадка-маркетплейс, объясняет собеседник «Ведомостей» в одном из крупных игроков рынка онлайн-торговли.

Представитель Минфина подтвердил «Ведомостям», что в его заключении предлагается вывести маркетплейсы из-под ответственности за нарушения при онлайн-продаже алкоголя. По мнению министерства, именно продавец как лицо, имеющее лицензию на продажу алкоголя, должен нести ответственность за такие нарушения. «В такой модели доставка (передача) алкоголя должна осуществляться либо самим продавцом (работником лица, имеющего лицензию на данный вид деятельности), либо привлеченной логистической компанией от имени и по поручению продавца», – разъяснил собеседник.

Андрей Клишас
сенатор, глава комитета верхней палаты парламента по конституционному законодательству и госстроительству

«Нелегальная онлайн-торговля алкоголем процветает, несмотря на все усилия регуляторов и правоохранителей. Каждому, кто прочитает этот пост, предлагаю провести простой эксперимент: в поисковике забить «купить алкоголь онлайн с доставкой» или что-то подобное, и вы увидите, какое количество предложений вы получите.» Из высказывания в собственном Telegram-канале

Логистическая компания за допущенные нарушения будет нести ответственность перед продавцом в рамках договорных обязательств между ними, добавил он. «Учитывая предполагаемые повышенные требования к продавцам и к их ответственности, считаем, что такая модель позволит более эффективно обеспечивать соблюдение запретов и ограничений в области продажи алкогольной продукции», – подчеркнул представитель Минфина.

Маркетплейс выступает как информационный посредник, который не несет ответственность за нарушение прав при продаже товаров и услуг, объясняет партнер коллегии адвокатов Pen & Paper Сергей Учитель. По мнению юриста, если доставка алкоголя, продажа которого была осуществлена онлайн, осуществляется силами продавца – с его склада и его сотрудником, – то маркетплейс не должен нести ответственность за нарушения запрета ночных продаж или отсутствие контроля возраста покупателя.

«Если же маркетплейсы будут осуществлять доставку алкоголя, хранящегося на их складах, то очевидно, что ответственность за его продажу несовершеннолетним или в ночные часы должен нести сам маркетплейс», – отметил Учитель.

ФАС требует строгости

Но ФАС придерживается иного мнения, следует из отзыва службы, направленного в Минфин, с которым также ознакомились «Ведомости». Инициативу необходимо дополнить «положениями об ответственности всех лиц, участвующих в процессе продажи и доставки потребителям алкогольной продукции дистанционным способом», указано в заключении ведомства. Отсутствие ответственности тех лиц, которые осуществляют непосредственную передачу товара покупателю, «может привести к недостижению целей [законопроекта], поскольку алкогольная продукция может реализовываться несовершеннолетним», указано в заключении регулятора.

Помимо этого Минфин предложил наделить возможностью онлайн-продажи алкоголя только интернет-площадки, включенные в специальный реестр таких платформ и обладающие складами и лицензиями на закупку, хранение, поставку и розничную продажу алкогольной продукции, указано в заключении ведомства. Кроме этого Минфин выступает за уточнение порядка подтверждения допустимого возраста покупателя, но не приводит конкретных механизмов.

Маркетплейсы поддерживают точку зрения Минфина, сообщил «Ведомостям» президент Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ, в нее входят Ozon, Wildberries, «Яндекс.Маркет» и др.) Артем Соколов. Также готова участвовать в онлайн-продажах алкоголя и «Почта России». Почтовый оператор уже подготовил свою инфраструктуру к продажам в рамках эксперимента, обсуждение которого было инициировано президентом РФ Владимиром Путиным еще в 2021 г. Эксперимент предполагал продажу только российских вин через сайт «Почты» с ноября 2023 г. и в течение трех лет, но соответствующий законопроект так и не был принят.

Тем не менее «Почта России» ожидает начала эксперимента, сообщил «Ведомостям» представитель оператора. «Мы показывали все элементы созданной цифровой и физической инфраструктуры депутатской межфракционной комиссии, которая была удовлетворена результатами поездки на наш склад во Внуково», – отметил он. Собеседник подчеркнул, что «Почта» находится в диалоге «с отраслью, экспертами рынка, виноделами». «На наш взгляд, проект окажет положительное влияние на популярность российских вин, развитие дистанционной торговли в целом», – резюмировал представитель «Почты».

По словам зампреда комитета Госдумы по экономической политике Артема Кирьянова, идея Клишаса нацелена на формирование комплексного института «контролируемой государством дистанционной торговли алкогольной продукцией, который создаст конкуренцию теневому бизнесу, сможет перевести его в легальное поле, а также обеспечит дополнительные поступления в бюджет». По оценке парламентария, ее реализация позволит государству получать через пять лет дополнительные налоговые поступления в размере 51,7 млрд руб. в год.

Объем рынка нелегальных интернет-продаж спиртного в России, по майским данным Минфина, оценивается в 30 млрд руб. в год, а доля фальсификата на нем – в 53%. АКИТ тогда же оценивала серый рынок в 50 млрд руб.

Из-за того что Клишас отправил инициативу в Белый дом, но затем отозвал ее, правительство не дало консолидированного заключения на законопроект. Оно, как правило, учитывает замечания большинства заинтересованных ведомств. Соответственно, как отметил представитель аппарата Белого дома, позиция аппарата Белого дома «не была сформирована». По его словам, в правительство не поступали также заключения РАР и Роскомнадзора.