Для развития транспорта на СПГ в России нужно 700 млрд рублей

Но до 2030 года страна останется преимущественно бензиново-дизельной
Применение газа в качестве автомобильного топлива будет расти в первую очередь благодаря его высокой экономической эффективности/ Андрей Гордеев / Ведомости

В России широкое применение сжиженного природного газа (СПГ) в качестве моторного топлива для транспорта потребует инвестиций в 700 млрд руб. до 2030 г. Такая оценка приводится в исследовании консалтинговой компании «Яков и партнеры» (ранее McKinsey в России). Заявленные государством объемы финансирования до 2025 г. составляют всего 10 млрд руб., указывают аналитики.

Эксперты отмечают, что применение газа в качестве автомобильного топлива будет расти в первую очередь благодаря его высокой экономической эффективности. Стоимость 1 куб. м газа для частных потребителей в России составляет «менее 10% от среднеевропейских значений», а совокупная стоимость владения транспортным средством на СПГ на протяжении всего жизненного цикла (total cost of ownership, ТСО) на 20–30% ниже, чем для дизельного.

Другой причиной является экологичность газа по сравнению с другими видами ископаемого топлива, что особенно актуально для водного транспорта. Также СПГ, по мнению экспертов, имеет «отличные перспективы» использования на магистральных локомотивах. «Ведомости» направили запрос в РЖД.

В комментариях пресс-службы Минэнерго «Ведомостям» подтверждается, что действующий бюджет предусматривает поддержку отрасли газомоторного топлива (ГМТ) до 2026 г. по линии министерства в размере около 10 млрд руб. Но господдержка также осуществляется по линии Минтранса, Минпромторга и других ведомств, говорится в ответе Минэнерго. Там также отмечается, что сейчас Минэнерго совместно с ключевыми отраслевыми игроками разрабатывает обновленную концепцию развития ГМТ до 2035 г. «Ведомости» также направили запросы в Минтранс и «Газпром».

Представитель Минпромторга сообщил, что министерство поддерживает спрос на технику на ГМТ с помощью программ субсидирования и льготного лизинга. Он добавил, что развитие производства электромобилей осуществляется в рамках утвержденной Концепции развития и использования электрического автомобильного транспорта в РФ до 2030 г., а также федерального проекта «Электромобиль и водородный автомобиль».

СПГ используется в качестве ГМТ наряду с компримированным, т. е. сжатым, природным газом (КПГ). Последним заправляют легковой и легкий коммерческий транспорт, коммунальную технику и городской общественный транспорт. СПГ позволяет проехать на одной заправке примерно вдвое больше (до 1000 км), чем дизтопливо или бензин, и используется сейчас для магистральных тягачей, тяжелых грузовиков и автобусов большого класса.

Аналитики «Яков и партнеры» считают использование КПГ параллельно со сжиженным углеводородным газом (СУГ, пропан-бутан) перспективным для легковых автомобилей и автобусов. Но для значительного перехода (более 1% автопарка) также нужны масштабные госинвестиции в развитие заправочной инфраструктуры, говорится в исследовании. Переход колесного транспорта на СПГ будет иметь смысл только для «локальных решений» – например, для специальной карьерной техники (самосвалы, бульдозеры, экскаваторы и проч.).

РЖД ведет инновационные разработки по внедрению СПГ как альтернативного энергоносителя для тяги поездов, напомнил представитель компании. «Программой предусмотрены разработка новых газомоторных локомотивов, организация их производства и сервисного обслуживания, а также развитие инфраструктуры для обеспечения СПГ и подготовка нормативной правовой базы», – пояснил собеседник.

В марте 2020 г. в рамках госпрограммы по развитию энергетики правительством была утверждена подпрограмма «Развитие рынка ГМТ» с объемом финансирования из бюджета в 19,3 млрд руб. Она предусматривает увеличение по итогам 2024 г. потребления газа в качестве моторного топлива в России до 2,7 млрд куб. м, числа газовых заправок – до 1273 единиц. До конца 2024 г. также предполагается увеличить парк техники на природном газе не менее чем на 40 000 единиц.

В 2022 г. объем потребления ГМТ в России вырос на 28,4% до 1,72 млрд куб. м. Большая часть этого объема пришлась на КПГ. По данным Минэнерго, в 2022 г. в стране действовало 896 газовых заправок (в 1,5 раза больше, чем в 2021 г.), из них только 14 – криогенных АЗС, т. е. станций для заправки СПГ. В конце апреля этого года Минэнерго подготовило проект постановления правительства, предлагающий упростить выдачу субсидий на строительство криоАЗС и субсидировать строительство малотоннажных СПГ-заводов («Ведомости» писали об этом 1 мая).

Сейчас в России действует 18 малотоннажных СПГ общей мощностью 260 000 т в год, еще 15 заводов мощностью 378 000 т в год находятся на стадии строительства («Ведомости» писали об этом 13 апреля). Газ с СПГ-заводов используется не только в качестве топлива, но и для экспорта и автономной газификации.

Старший аналитик «БКС мир инвестиций» Рональд Смит отмечает, что основной проблемой для расширения использования газа (КПГ и СПГ) на российском транспорте является преодоление «сетевого эффекта». То есть продать значительное количество газовых автомобилей проблематично при отсутствии развитой сети газовых АЗС, а инвестировать в развитие такой сети сложно без существенного спроса со стороны автотранспорта. Преодолеть этот замкнутый круг, по его мнению, помогут госсубсидии на строительство газовых АЗС.

Ведущий эксперт УК «Финам менеджмент» Дмитрий Баранов также считает, что помощь государства при переходе на новый вид моторного топлива необходима. Наибольший спрос на транспорт, работающий на газе, будет в корпоративном секторе, полагает он.

Электрокаров станет больше

По оценке аналитиков «Яков и партнеры», транспорт России до 2030 г. останется преимущественно бензиново-дизельным. Помимо СПГ, эксперты выделяют еще две перспективные технологии с потенциалом коммерческого развития в ближайшие 2–3 года: литий-ионные аккумуляторы и твердооксидные топливные элементы на природном газе для генерации электроэнергии. ТСО транспорта с твердооксидным топливным элементом к 2030 г. будет на 15% ниже, чем ТСО транспорта с двигателем внутреннего сгорания (ДВС), а ТСО литий-ионных аккумуляторов – в среднем на 50% ниже, чем у дизеля.

Применение водородных технологий, по оценке экспертов «Яков и партнеры», будет целесообразным только при снижении стоимости топлива до $1,5–2/кг, но таких показателей можно добиться только в радиусе 200–300 км от места его производства. Аналитик Kept Роман Перминов указывает, что широкое применение водорода для транспорта требует преодоления целого ряда барьеров, среди них – дорогое топливо, отсутствие зрелых технологий производства и транспортировки, заправочной инфраструктуры.

Развитие накопителей энергии в России будет стимулироваться за счет роста рынка электромобилей. По данным Ассоциации европейского бизнеса, в России в 2022 г. было продано 687 370 новых легковых и легких коммерческих автомобилей, что на 59% меньше показателей 2021 г., когда было реализовано 1,67 млн машин.

По словам руководителя группы оценки рисков устойчивого развития АКРА Владимира Горчакова, продажи электрокаров уже достигают 1% в год от общего числа новых машин. К 2030 г. этот показатель, по его оценке, может достичь 3–4% при локализации производства и приемлемых ценах. Баранов напоминает, что, по оптимистичному сценарию Минпромторга, к 2030 г. доля электромобилей достигнет 15% рынка новых машин в России. Смит более скептичен в оценках развития парка электрокаров: по его прогнозам, к 2030 г. их доля не превысит 3–5%.