Грузоперевозчик логистической группы ПЭК строит свою сеть АЗС

Но пока выгоднее договариваться о скидках с существующими заправками, считают аналитики
«Авто-ПЭК» занимается перевозками грузов автотранспортом/ ООО «ПЭК»

Грузоперевозчик «Авто-ПЭК» (входит в группу логистического оператора ПЭК) запустил собственную сеть АЗС для грузовых автомобилей, рассказал «Ведомостям» представитель компании. Сейчас сеть состоит из 15 автозаправок. В нее входят четыре собственные АЗС, брендированные под ПЭК, и 11 партнерских заправок (договоры заключены с независимыми сетями АЗС).

Собственные заправки – это небольшие модульные «безоператорные» станции, которые строятся на транспортно-логистических узлах «Авто-ПЭК» и рядом с развязками с высокой проходимостью, уточнил представитель компании. Две заправки построены в Москве и по одной – в Санкт-Петербурге и Новосибирске. На них можно заправиться дизтопливом, этот вид горючего используется для заправки тягачей.

Модульная станция состоит из резервуара для топлива и пистолета для заправки, поясняет зампред правления ассоциации «Надежный партнер» Дмитрий Гусев. Стоимость таких АЗС, по данным сайтов производителей, начинается от 1 млн руб. в зависимости от объема резервуара и количества видов топлива. Таким образом, пока вложения «Авто-ПЭК» невелики – на уровне 4–8 млн руб.

К концу 2023 г. компания планирует расширить сеть АЗС до 21, в том числе поставить собственную заправку в Екатеринбурге. Сколько собственных АЗС запустят в перспективе, будет зависеть от экономической эффективности уже действующих, говорит представитель «Авто-ПЭК».

Партнерские АЗС находятся в Омске, а также городах Татарии и Башкирии. Компания подключает новые АЗС к своей топливной карте «С нами по пути». Без такой карты нельзя заправиться на собственных заправках «Авто-ПЭК», поскольку они работают без операторов, а на партнерских не будет действовать скидка.

«Авто-ПЭК» занимается перевозками грузов автотранспортом. Крупнейший совладелец компании – Ирина Фирсова, которой принадлежит 83,3% в уставном капитале. Она также является директором и владельцем 58,3% в группе ПЭК. Еще по 8,3% в «Авто-ПЭК» принадлежат другим совладельцам ПЭК – Олегу и Екатерине Фирсовым. Выручка от продаж компании по РСБУ в 2022 г. выросла на 1,4% до 5,95 млрд руб., чистая прибыль сократилась почти вдвое до 5,94 млн руб.

Сейчас сеть АЗС «Авто-ПЭК», по словам гендиректора компании Дмитрия Иевлева, охватывает более 5000 км дорог в России. «Заправляясь на наших станциях, транспортная компания сможет доставить груз от Санкт-Петербурга до Красноярска. Задача – покрыть АЗС всю Россию, чтобы каждые 600–800 км автомобиль мог заехать на нашу или партнерскую площадку», – добавил топ-менеджер.

По словам Иевлева, компания решила развивать собственную сеть АЗС для оптимизации затрат на топливо. За май – июль 2023 г. стоимость дизеля в рознице, поясняет он, выросла до 57 руб./л, что на 16% выше оптовой цены. Учитывая, что доля топлива в себестоимости перевозки составляет 35%, расходы компании существенно выросли, жалуется Иевлев. По словам представителя «Авто-ПЭК», компания сейчас сотрудничает «с десятками поставщиков», что позволяет снизить топливные затраты на 5–20%.

Оптовые цены на дизтопливо на бирже СПбМТСБ начали расти в середине июля. 2 августа котировки преодолели исторический максимум и с тех пор продолжают обновлять его. С 17 июля по 17 августа стоимость тонны дизтоплива на бирже выросла на 26,7%, до абсолютного максимума в 67 848 руб. Вслед за оптовыми ценами начали расти и розничные: по данным Росстата, с 17 июля по 14 августа это топливо на АЗС подорожало на 1,4% до 59,27 руб./л. При этом с начала года цена дизеля оставалась относительно стабильной.

Директор по развитию бизнеса SOTA Logistic Игорь Чернышев подчеркивает, что расходы компании на дизтопливо по итогам первого полугодия 2023 г. выросли на 6,7%. «Можно сказать, что стоимость топлива определяет стоимость перевозки», – соглашается начальник информационно-аналитического отдела транспортно-экспедиторской компании «Модуль» Марина Овсянникова. По ее оценкам, в стоимости перевозки доля расходов на топливо составляет 38%.

Генеральный директор ГК «Маршал» Михаил Белоусов скептически отнесся к идее сети АЗС для собственного транспорта ПЭК. Если на АЗС «Авто-ПЭК» смогут заправляться только автомобили компании и ее партнеров, ее создание окупится «через десятки лет», считает он. Но если партнером ПЭК можно будет стать, зайдя на заправку и взяв карточку, то «идея классная», добавляет Белоусов. Тогда заправки, по его мнению, окупятся довольно быстро, также это позволит компании диверсифицировать свой бизнес.

К решению «Авто-ПЭК», по словам Овсянниковой, все же «возникают вопросы» с точки зрения финансовой эффективности, учитывая, что в России работает более 26 700 АЗС. Чернышев считает более практичным партнерство перевозчиков с существующими АЗС с помощью приобретения топливных карт, так как это «дает реальную выгоду». Директор по закупкам транспортных услуг FM Logistic в России Эдуард Миронов в качестве примера приводит партнерскую программу компании «Монополия», которая позволяет партнерам-перевозчикам заправляться со скидками как на крупной сети нефтяной компании (какой – он не уточняет), так и на малых независимых АЗС.

Гусев из ассоциации «Надежный партнер» и гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров также считают покупку карт и соглашение с сетями более выигрышным вариантом. Строительство собственных АЗС в текущей ситуации на топливном рынке, по словам Гусева, невыгодно, поскольку из-за высоких оптовых цен придется торговать себе в убыток.

С ними не соглашается ведущий эксперт УК «Финам менеджмент» Дмитрий Баранов. Он считает, что собственная сеть АЗС приведет к повышению сохранности грузов, а также диверсификации бизнеса компании и станет для нее источником дополнительных доходов.

Бурмистров добавляет, что в условиях резкого повышения ставок на автомобильные грузоперевозки в России сейчас расходы на топливо – не самая большая проблема логистов. Сложнее приходится с сервисным обслуживанием автопарка, включая закупку запчастей, и поиском водителей, добавляет он (о нехватке водителей большегрузов «Ведомости» писали 3 августа).