В Госсовете поддержали требование о такси российской сборки

Но реализовать его на практике будет непросто, а поездки экономкласса могут подорожать
Все машины такси в нашей стране вскоре станут российскими. Или, в крайнем случае, китайскими, но собранными в России/ Мария Девахина / РИА Новости

Комиссия по транспорту Государственного совета России (его возглавляет президент Владимир Путин) поддержала внесение в законодательство изменений, дающих правительству право требовать локализации автомобилей для легкового такси. Это следует из протокола комиссии от 7 августа, с которым ознакомились «Ведомости».

«Указанный законопроект способствует формированию общефедерального технологического суверенитета и устойчивости отечественной транспортной сети к санкционному давлению», – поясняется в документе.

В комиссию по транспорту, председателем которой является глава Бурятии Алексей Цыденов, входят представители федеральных министерств, правительства, администрации президента, регионов, депутаты Госдумы.

Законопроект, который вносит изменения в закон о перевозках такси (№ 580-ФЗ), и сопутствующий проект постановления правительства ранее разработал глава комитета Совета Федерации по экономической политике Андрей Кутепов (представляет Санкт-Петербург). Основная идея состоит в том, чтобы простимулировать спрос на отечественные автомобили со стороны таксомоторной отрасли.

Впервые Кутепов предложил дать правительству право устанавливать требования по локализации для автомобилей такси еще в январе. Позднее, в начале апреля, эта тема также обсуждалась на президиуме Госсовета РФ. По его итогам Путин поручил правительству к 1 августа рассмотреть вопрос разработки требований по локализации машин такси и каршеринга «с учетом возможного объема их производства отечественными автозаводами».

Как писали «Ведомости» 31 июля, бизнес резко негативно отреагировал на эту идею. Ассоциация «Национальный совет такси» (НСТ) в июле направила премьеру Михаилу Мишустину письмо с просьбой не принуждать бизнес покупать только собранные в РФ автомобили. НСТ ссылался на негативные эффекты для отрасли: рост цен на перевозки и снижение транспортной доступности в стране.

В письме ассоциации также указывалось, что машины отечественной сборки экономкласса за последнее время подорожали на 70–80%: в 2023 г. цена на автомобиль, стоивший ранее около 1 млн руб., поднялась до 1,8–2 млн руб. При таком росте цен на рынке имеется явный дефицит машин, подчеркивали в НСТ.

Мнения федеральных ведомств разошлись. Минпромторг инициативу по новым требованиям к такси и каршерингу в июле поддерживал. Минэкономразвития и ФАС выступали против. В частности, ФАС считала, что это может усилить дисбаланс между спросом и предложением на рынке и привести к росту цен не только на автомобили, но и на поездки в такси.

Сейчас представитель Минпромторга пояснил, что следует ориентироваться на комментарии, данные ведомством ранее. Представитель Минэка сообщил, что идет рабочий процесс обсуждения в рамках проработки инициативы. В ФАС на запрос не ответили. Представитель пресс-службы правительства сообщил, что кабмин направил доклад президенту и в настоящее время «ведется проработка» данного вопроса.

Обязательные нормативы по локализации новых автомобилей для такси предлагается установить с 1 января 2024 г. на уровне 1000 баллов, писал в мае ТАСС со ссылкой на проект постановления, разработанный Кутеповым. Затем это требование будет ужесточаться: с 1 января 2026 г. она должна будет составлять не менее 2000 баллов, с 1 января 2028 г. – 3000 баллов. Требования по локализации также могут установить и для электромобилей в такси. От них предлагается освободить только машины дороже 4 млн руб., используемые для перевозок в бизнес-классе.

Кутепов сказал «Ведомостям», что такие уровни по локализации были установлены по итогам консультаций с российскими предприятиями – «АвтоВАЗом», УАЗом (входит в группу «Соллерс») и группой ГАЗ. Это реально достижимые показатели локализации, которые будут защищать российский автопром от давления импорта и стимулировать переход на отечественную компонентную базу, добавил он.

Уровень локализации в 1000 баллов действительно невысокий, говорит независимый консультант по автопрому Сергей Бургазлиев. Например, только за счет сварки и окраски кузова можно заработать 900 баллов. Но сейчас более высокая локализация только у «АвтоВАЗа», УАЗа и тульского предприятия китайской марки Haval.

Таким образом, по словам эксперта, будут отсечены машины, которые собирают сегодня на «Автоторе» (китайские BAIС, Kaiyi, SWM, JMC), автомобили «Москвич» и Evolute. На практике это будет означать дефицит машин для самого массового с точки зрения заказов сегмента – «эконом», что неизбежно приведет к повышению цен на услуги такси, резюмировал он.

Крупные российские автопроизводители идею Кутепова поддерживали. В конце июля представитель «АвтоВАЗа» отмечал «Ведомостям», что компания считает важным, чтобы в условиях санкционного давления отечественная сеть такси была устойчива и независима от поставок импортных автомобилей и запчастей. Haval, как локализованный в России производитель, положительно оценивал данные меры, говорил представитель компании.

В 2022 г. производство и продажи машин в России неуклонно снижались из-за ухода ведущих иностранных концернов и проблем с компонентами на фоне санкций. По данным Росстата, выпуск легковых автомобилей в РФ в прошлом году обвалился на 67% до исторического минимума в 450 000 шт. За половину 2023 г. он снизился еще на 30% год к году до 197 000 единиц. При этом продажи новых легковых машин в России, по данным «Автостата», выросли за шесть месяцев этого года на 14% до 401 600 шт.

Потребность в обновлении парка такси, по оценкам Бургазлиева, составляет более 25 000 машин ежегодно. Руководитель центра компетенций международного евразийского форума «Такси» Станислав Швагерус оценивает ее кратно выше – в 200 000 в год.

Мощности площадки «АвтоВАЗа» в Тольятти позволяют выпускать до 600 000 машин в год, в Ижевске – еще порядка 200 000–220 000, оценил Бургазлиев. Но у российских предприятий, напоминает он, сохраняются проблемы с материалами и комплектующими («Ведомости» писали об этом 30 января и 30 марта). Это не позволит быстро выйти на сборку такого количества полнокомплектных автомобилей, уверен он. 

Владелец и основатель компании «Таксити» Феликс Маргарян считает, что перед введением требования о локализации в такси в России необходимо наладить производство линейки автомобилей, которые не только подходили бы под критерии экономкласса, но и конкурировали бы между собой. Это поможет сдержать рост цен на них. Маргарян также жалуется, что автомобили Lada Granta и Vesta в отличие от конкурентов изнашиваются и теряют экономическую эффективность эксплуатации уже через три года, из-за чего их приходится выводить из парка.

Представитель «Яндекс.Такси» сказал, что спрос на машины в отрасли сейчас существенно превышает предложение, поэтому любые дополнительные ограничения излишни и осложняют работу таксопарков. В такси «Максим» отказались от комментариев, в «Ситимобиле» не ответили.

Швагерус добавляет, что планы по запрету использовать в такси автомобили с низкой локализацией наткнутся на «невозможность их имплементации в новый закон о такси», который заработает с 1 сентября. Причина в том, что в 580-ФЗ реестры автомобилей и перевозчиков разделены. И включение каких-либо требований к автомобилям такси для их внесения в этот реестр юридически невозможно, поскольку он носит уведомительный, а не разрешительный характер, пояснил он.