Маркетплейсы и «Почта России» обсуждают возможную альтернативу инфраструктурному платежу

Сбор в 28 млрд руб. в год могут заменить обязательными услугами для интернет-магазинов
«Почта России» остается единственным логистическим оператором, который присутствует практически в любом населенном пункте страны. Но это ожидаемо приводит к убыткам компании/ Сергей Ермохин / ТАСС

Маркетплейсы и интернет-магазины предложили «Почте России» «неденежную» альтернативу инфраструктурному платежу в 0,5% с оборота. Компании обсуждают возможность обеспечить «Почту» заказами на сопоставимую сумму на оказание сервисных услуг. Речь может идти о передаче «Почте» части междугородных доставок или права на использование складов.

Все эти механизмы обсуждаются в течение августа, рассказал «Ведомостям» собеседник, знакомый с ходом консультаций. По словам источников в двух крупных маркетплейсах, эти переговоры идут, но непросто. Интернет-магазины и маркетплейсы не устраивает сам подход, при котором их могут обязать платить конкуренту, отмечает один из собеседников.

Доступ к удаленному потребителю

Весной 2023 г. «Почта» предложила Минцифры обязать владельцев маркетплейсов и других участников рынка e-commerce, ежегодная выручка которых не менее 1 млрд руб., выплачивать в пользу госкомпании инфраструктурный платеж в размере 0,5% от квартального оборота товаров. По подсчетам «Почты», общая сумма отчислений могла бы составить до 28 млрд руб. в год. Платеж, говорилось в обращении, позволит поддержать убыточные отделения «Почты России» в отдаленных районах.

В апреле министр цифрового развития Максут Шадаев сравнивал такой инфраструктурный платеж с платежами операторов связи в пользу «Ростелекома». «Ростелеком» строит сети в отдаленных регионах, что требует больших инвестиций, но позволяет другим операторам экономить на вложениях в инфраструктуру в этих регионах и арендовать его сети, объясняет один из собеседников «Ведомостей». В логистике таких инвестиций не требуется, добавляет он.

Услуги, которые «Почта России» может оказывать интернет-магазинам, пока не утверждены, инициатива обсуждается, но в сентябре участники консультаций рассчитывают прийти к «общему знаменателю», отмечает федеральный чиновник. Это подтверждает один из собеседников в маркетплейсах. «Введение инфраструктурного платежа позволит обеспечить равный доступ всех жителей страны к широкому ассортименту товаров, представленных на электронных торговых площадках, – заявлял в начале августа представитель «Почты России». – Мы продолжаем обсуждать законопроект об инфраструктурном платеже с ФОИВами».

В стадии торга

В июле о том, что осенью продолжатся консультации чиновников и бизнеса по поддержке «Почты России», говорил и глава комитета Госдумы по информтехнологиям, член совета директоров «Почты России» Александр Хинштейн («Единая Россия»). Он уточнял тогда, что информирован об инициативе введения «так называемого инфраструктурного платежа, или платежа с маркетплейсов». «Говорить о ней как о принятом решении считаю преждевременным. Мы ведем диалог, консультации с бизнес-сообществом, отраслью и прорабатываем различные варианты, при которых, возможно, придется обойтись и без такого подхода. Но то, что «Почта» нуждается сегодня объективно в дополнительных источниках финансирования, – это, к сожалению, факт непреложный», – сказал депутат.

Хинштейн подтвердил «Ведомостям», что «такие консультации ведутся». «В начале сентября «Почта» и маркетплейсы должны будут представить итоги проработки», – сообщил он «Ведомостям».

Представитель «Почты России» заявил «Ведомостям», что «не будет комментировать слухи».

Убыток «Почты России» за 2022 г. по МСФО составил 30,4 млрд руб. В 2021 г. компания получила 2,3 млрд руб. прибыли.

Предложение об инфраструктурном платеже в пользу «Почты» уже критиковали ведомства, писали «Ведомости» в начале августа. Минэкономразвития заявило о необходимости дополнительной проработки идеи, а Минпромторг высказался против. Инициативу не поддержала и ФАС, сообщали «Известия». «Ведомости» направили запросы в эти ведомства и Минцифры.

По словам источника, знакомого с инфраструктурой «Почты России», оператор может предложить маркетплейсам отделения, склады и логистические центры, межрегиональную перевозку и информационные сервисы.

В отделениях могут быть выделены зоны под конкретные маркетплейсы, пояснил он. «Но это потребует изменений принципов работы отделений, перестройки процессов, включая даже часы работы отделений. В руководстве почтового оператора охотно не пойдут на такие изменения», – говорит источник. Это маловыгодно для оператора, считает собеседник: относительно невысокая плата за аренду площадей в отделениях не покроет выделенных для этого издержек «Почты».

Что касается межрегиональных перевозок, то маркетплейсу было бы выгоднее положить коробку в укомплектованную машину «Почты», а не фрахтовать автомобиль самим. «Почте» же интересно продавать свободные места в своем транспорте, подчеркивает источник.

В целом рынок логистических услуг, нацеленных на работу маркетплейсов, сжимается, констатирует исполнительный директор компании «Оборот.ру» Иван Кургузов. Маркетплейсы развивают собственные логистические сервисы и вытесняют других игроков, отметил он.

Нужна ли «Почта» маркетплейсам

«Большие маркетплейсы стремятся любые логистические сервисы не покупать, а продавать. Они оказывают селлерам услуги фулфилмента (хранение, сборка и доставка товара), последней мили, магистральной логистики и т. п.», – говорит Кургузов. Он допускает, что часть этих сервисов маркетплейсы и приобретают у партнеров. «Они пользуются чужими постаматами, почтовыми отделениями, магистральной логистикой и т. д. Поэтому можно сказать, что почти любой вид логистического сервиса иногда приобретается маркетплейсом. Но это малая доля в сравнении с масштабами услуг, которые маркетплейс оказывает сам», – отмечает эксперт.

Представитель Wildberries подтвердил «Ведомостям», что в маркетплейсе готовы к «использованию инфраструктуры «Почты России» на взаимовыгодных коммерческих условиях для роста ее доходов». Представители Ozon и «Яндекс.Маркета» воздержались от комментариев.

По данным аналитиков Data Insight, в 2022 г. объем рынка розничной интернет-торговли в России вырос на 38% до 5,7 трлн руб., или 2,8 млрд заказов. На универсальные маркетплейсы с оборотом свыше 30 млрд руб. в год пришлось 2,7 трлн руб. «На декабрь 2022 г. это Wildberries, Ozon, «Яндекс.Маркет», «AliExpress Россия» и «Сбермегамаркет», – указано в исследовании Data Insight. В июне 2022 г. совокупная доля двух крупнейших российских маркетплейсов – Wildberries и Ozon впервые в истории превысила 2/3 от всех онлайн-заказов и составила 69%. В ноябре того же года была достигнута максимальная доля Wildberries и Ozon за год – 75%.

«Очевидно, процентный сбор с оборота – это самая плохая история, которая в принципе может быть», – считает гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. Но «Почта России» сейчас заинтересована в том, чтобы увеличить заработок сотрудников, отметил он.

В оказании «Почтой России» услуг маркетплейсам «определенный потенциал для взаимодействия есть», добавил эксперт. В основном маркетплейсам было бы интересно использовать возможности доставки «Почты» в отдаленные районы, но в последнее время инфраструктура маркетплейсов существенно расширилась, отметил Бурмистров. Также «Почта» может предложить свои услуги при трансграничной торговле, отметил он.

Бурмистров видит в таком сотрудничестве потенциальную возможность для заработка «Почты России». Но эксперт сомневается в том, что оператор сможет заработать на этом 28 млрд руб. Более реалистичным уровнем заработка Бурмистров видит сумму в 3–4 млрд руб. со всех маркетплейсов в год.