Цены на литий упали до минимума более чем за 1,5 года

Это произошло на фоне резкого роста числа новых проектов добычи металла
ZHANG LONG / Xinhua via AFP

Спотовые цены на литий достигли минимума с декабря 2021 г., свидетельствуют данные Лондонской биржи металлов (LME). Фьючерсы на гидроксид лития (LiOH) с доставкой до Китая, Японии и Южной Кореи, по данным биржи на 28 августа, торговались по $33 150/т. За месяц они подешевели на 23%.

Цены на металл устойчиво снижаются с января 2023 г. В декабре 2022 г. литий стоил $85 000/т, в январе цена опустилась до $83 800/т. Максимальная стоимость этого металла была зафиксирована в апреле прошлого года – $86 600/т.

Литий – одна из основных составляющих литийионных аккумуляторных ячеек, которые применяются по всему миру для выпуска аккумуляторов, в том числе для электротранспорта. Спрос на металл и цены на него в последние годы росли благодаря увеличению популярности транспорта на электротяге и постепенному вытеснению двигателей внутреннего сгорания.

Но вслед за ростом спроса на литий в мире резко увеличилось и число проектов по его добыче. В 2022 г. производство лития на глобальном рынке, по данным департамента промышленности, науки и ресурсов Австралии (страна является крупнейшим производителем этого металла), выросло до 737 000 т – на 43% в сравнении с 2021 г.

Управляющий директор рейтинговой службы НРА Сергей Гришунин отмечает, что новые мощности продолжают создаваться: в 2024–2025 гг. ожидается ввод в эксплуатацию литиевых месторождений в Боливии, Аргентине и Чили. Ведущий эксперт УК «Финам менеджмент» Дмитрий Баранов напоминает, что в мае 2023 г. было объявлено о слиянии австралийской Allkem и американской Livent, в результате чего был создан новый крупный производитель лития с рыночной долей 7% от общемирового объема выпуска этого металла. Компании из Китая, продолжает аналитик, начали добывать литий в Намибии и Зимбабве, а Германия намерена приступить к его производству в Саксонии и Баден-Вюртемберге. «Такая активность на рынке не могла не сказаться на настроениях инвесторов и привела к снижению цен», – подчеркивает Баранов.

Ряд крупных проектов по добыче лития планируется реализовать и в России. Согласно стратегии развития металлургической промышленности РФ до 2030 г., сейчас в стране ощущается существенный дефицит лития. Металл используется в РФ для нужд атомной энергетики, выпуска литиевых батарей и других промышленных целей. В России есть мощности по переработке лития, но они зависят от импортного сырья, поскольку добыча в промышленных масштабах в стране не ведется. В наиболее продвинутой стадии создания крупного предприятия полного цикла по выпуску литийионных батарей сегодня находится проект «Росатома». Завод мощностью 4 ГВт ч, или 50 000 аккумуляторов для электромобилей, в год госкорпорация строит в Калининграде.

В июле вице-премьер, министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров говорил, что Россия планирует полностью обеспечить себя литием к 2025 г. Цель будет достигнута за счет старта добычи в 2023–2030 гг. на целом ряде месторождений: Колмозерском (разработкой занимается СП «Норникеля» и «Росатома»), Полмостундровском («Халмек» и ПАО «Химико-металлургический завод»), Ковыктинском («Газпром»), Ярактинском (Иркутская нефтяная компания), а также Завитинском месторождении, лицензия на которое пока не выдана. Кроме того, до конца 2023 г. должен быть проведен аукцион на разработку Тастыгского месторождения в Туве с балансовыми запасами оксида лития 596 000 т. Как писал «Коммерсантъ», условиям аукциона соответствует только «Ростех». «Ростех» также участвует в проектах по добыче лития за рубежом – в Боливии (соглашение подписано в июне 2023 г.) и Аргентине (по соглашению от ноября 2021 г.). «Ведомости» направили запросы в перечисленные выше компании.

Другая причина падения цен на литий – замедление роста спроса на аккумуляторы для электромобилей, говорят опрошенные «Ведомостями» эксперты. Крупнейшим рынком электромобилей в мире является китайский. По данным Китайской ассоциации автопроизводителей, в 2022 г. в КНР продажи электромобилей выросли почти вдвое до 6,89 млн единиц. С 2014 г. в Китае действовала программа субсидирования покупки электромобилей населением. Максимальный объем субсидии на машины с пробегом до 400 км составлял 12 600 юаней ($1772 по курсу на конец 2022 г.). Но программа завершилась 31 декабря 2022 г. Вследствие этого уже в январе этого года продажи электромобилей в КНР сократились на 6% к уровню января прошлого года и на 50% к декабрю 2022 г. – до 408 000 единиц. В первом полугодии 2023 г. продажи электрокаров в Китае сохранили положительный тренд. Они выросли на 44,1% до 3,75 млн единиц, но темпы роста спроса существенно замедлились. Для сравнения: за первое полугодие прошлого года продажи увеличились в 2,1 раза.

Эксперт по фондовому рынку «БКС мир инвестиций» Евгений Калянов отмечает, что производители аккумуляторов для электрокаров в КНР снизили покупательскую активность с начала III квартала по мере затоваривания складов и исчерпания средств от госсубсидий. По его словам, китайские автопроизводители, несмотря на рост продаж электромобилей в стране, сейчас вынуждены снижать цены для достижения целевых показателей продаж.

Другие металлы, использующиеся в аккумуляторах, пока дешевеют не так существенно, как литий. Кобальт с начала года подешевел на 21% до $33 104/т, никель – на 32% до $20 875/т, следует из данных LME.

Гришунин добавляет, что еще одним фактором падения цен на литий является «общее снижение интереса» рыночных инвесторов к сырьевым товарам в пользу более традиционных инструментов извлечения прибыли, например гособлигаций США.

При этом цены на литий, по оценке НРА, не опустятся ниже $13 000–15 000/т. На этом уровне находится себестоимость производства лития из сподумена (силикат лития и алюминия, добываемый горнорудным способом. – «Ведомости»), на которое приходится до 30% рынка, поясняет Гришунин. Текущие цены, по оценке эксперта, позволяют производителям работать с высоким уровнем маржинальности при добыче лития как из соляных озер (получается методом выпаривания), так и на рудных проектах.

В апрельском обзоре компании «Выгон консалтинг» сообщалось, что средневзвешенная себестоимость по заявленным проектам производства лития из рассолов составляет около $6570/т, по рудным – $6810/т. В целом же разброс составляет от $5000/т до $11 000/т.

Драйверами роста спроса на литий, по словам Калянова из «БКС Мир инвестиций», могут стать возвращение высоких темпов роста экономики Китая, а также восстановление мировой экономики в целом и потребительского спроса на электрокары в частности. Гришунин допускает, что рост цен может начаться со следующего года – после перехода ФРС США к смягчению денежно-кредитной политики. Напомним, что 26 июля ФРС США увеличила процентную ставку на 25 базисных пунктов до 5,25–5,5% – максимального уровня за 22 года.

Баранов считает, что проекты по добыче лития в России «будут продолжены при любой ценовой динамике», так как получат поддержку государства, для того чтобы обеспечить независимость отечественной промышленности.