ЕС сократил долю импорта российской нефти и нефтепродуктов в 10 раз

Теперь Евросоюз переплачивает $35 за 1 т нефти, подсчитали аналитики
Reuters

Доля российской нефти и нефтепродуктов в общем объеме импорта в страны Евросоюза (ЕС) по итогам II квартала 2023 г. сократилась до 2,3%. Об этом говорится в отчете Евростата, абсолютные цифры не приводятся.

По данным UN Comtrade, объем поставок нефти и нефтепродуктов из России в ЕС составил за II квартал этого года 4,9 млн т, или $2,1 млрд в денежном выражении.

По итогам первого полугодия 2023 г. ЕС сократил импорт сырой нефти на 1% в годовом выражении до 232 млн т, подсчитал эксперт Института развития технологий (ИРТ) ТЭК Кирилл Родионов. За этот период поставки нефти из России в ЕС, по его оценкам, упали на 81% до 11 млн т, а доля РФ в структуре импорта сократилась с 25 до 5%, добавляет он. При этом выручка от экспорта российской нефти в Европу в январе – июне 2023 г. упала почти в 10 раз к первому полугодию 2022 г. до 3,9 млрд евро, уточняет он.

Во II квартале 2021 г. Россия была крупнейшим поставщиком нефти и нефтепродуктов в Европу, на нее приходилось 29% от общего объема импорта. За ней шли США и Норвегия (обеспечивали по 8% каждая), Казахстан (7%), Ливия и Саудовская Аравия (по 6%). По итогам II квартала прошлого года доля России в нефтяном импорте ЕС сократилась до 22% на фоне введения санкций после начала СВО на Украине.

В конце мая 2022 г. страны ЕС договорились о введении эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов из России с 5 декабря 2022 г. и 5 февраля 2023 г. соответственно. Весной прошлого года об отказе от российского топлива также заявили Великобритания и США. Одновременно с введением эмбарго вступил в силу ценовой потолок, запрещающий компаниям из недружественных стран (присоединившихся к антироссийским санкциям) страховать и перевозить нефть из России по цене выше $60/барр. Аналогичный потолок был введен для нефтепродуктов – $100/барр. для более дорогих (бензин и дизель) и $45 – для дешевых (мазут).

В результате российские нефтяные компании начали перенаправлять поставки нефти и нефтепродуктов с европейского рынка на азиатский. Крупнейшими покупателями на нем в 2022 г. стали Китай и Индия. Вице-премьер РФ Александр Новак ранее говорил, что в прошлом году экспорт нефти в КНР вырос к 2021 г. на 28% до 89 млн т, в Индию – в 19 раз до 41 млн т.

ЕС, в свою очередь, нарастил поставки нефти и нефтепродуктов из других стран. Крупнейшим импортером топлива в ЕС во II квартале 2023 г. были США – их доля выросла на 5 п. п. по сравнению с 2021 г. и достигла 13%. Также в топ поставщиков вошли Норвегия (11%), Саудовская Аравия (11%), Казахстан (8%), Ливия (6%), Великобритания (6%) и Нигерия (5%).

В обзоре Евростата отмечается, что импорт российских нефти и нефтепродуктов в денежном выражении вырос более чем вдвое с января 2021 г. по февраль 2022 г. из-за роста цен. Очередной ценовой всплеск начался после начала СВО на Украине в конце февраля прошлого года на фоне опасений прекращения поставок из России и введения санкций. В начале марта котировки Brent достигли пика в $128/барр., а затем перешли к снижению. По данным биржи ICE, 4 сентября ноябрьские фьючерсы Brent торговались по $88,6/барр.

Доля российского газа в европейском импорте сократилась с 38,5% во II квартале 2021 г. до 12,9% в 2023 г., а доля угля – с 45% до нуля. В обзоре Евростата также поясняется, что импорт газа из России значительно увеличился с января 2021 г. по март 2022 г. и с июля по сентябрь 2022 г. из-за резкого роста цен. В марте прошлого года газовые фьючерсы на хабе TTF в Нидерландах подскочили до максимума в $3900 за 1000 куб. м, а в августе – до $3600. Для сравнения: октябрьские фьючерсы на газ 4 сентября торговались по $390 за 1000 куб. м, следует из данных биржи ICE.

Европейские страны практически не несут убытки от прекращения импорта российской нефти, считает аналитик ФГ «Финам» Сергей Кауфман. По его словам, стоимость Urals «исторически» была близка к цене Brent, а сейчас российская нефть продается с дисконтом к эталонному сорту из-за желания ЕС отказаться от поставок из РФ. К тому же дисконт на Urals сейчас составляет около $15/барр., что позволяет европейским нефтеперерабатывающим заводам (НПЗ), которые закупают сырье в России, получать повышенную маржу переработки, уточняет он.

Крупнейшими покупателями сырья из РФ сейчас являются НПЗ в Болгарии, Венгрии, Чехии и Словакии, которые получили исключение из эмбарго ЕС на морские поставки нефти. По оценкам Родионова, Болгария в первом полугодии 2023 г. ввезла 2,5 млн т нефти из России, Чехия – 2,3 млн т, а Словакия и Венгрия – по 2,2 млн т нефти соответственно.

Венгрии, Чехии и Словакии для полного отказа от российского сырья пришлось бы покупать его у соседних стран, что сложнее и дороже с точки зрения логистики, поясняет Кауфман. Болгарии же, у которой есть выход к морю, было бы проще отказаться от поставок из России, так как страна может напрямую искать поставщиков на мировом рынке, добавляет он.

Из-за отказа ЕС от российской нефти мировой рынок нефти начал перестраиваться, логистические расходы выросли, что способствовало росту цен на нефть на мировом рынке, говорит ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков. Также многие европейские НПЗ снизили переработку нефти, так как импортировать готовые нефтепродукты для некоторых стран ЕС стало дешевле, чем производить их на месте. Такая ситуация сложилась, например, в Германии.

Управляющий директор рейтинговой службы НРА Сергей Гришунин также указывает на косвенные негативные эффекты для европейских НПЗ. По его оценкам, спрос на нефтепродукты в Европе сейчас примерно на 2% выше, чем в 2022 г., из-за чего ЕС приходится закупать топливо в третьих странах, в том числе и произведенное из российской нефти. При этом импорт нефтепродуктов, по его оценкам, обходится странам ЕС на 5–10% дороже, чем если бы они производились на местных НПЗ из российской нефти. Кроме того, теряется маржа переработчиков в $2–5/барр., указывает эксперт.

Если бы ЕС не вводил санкции, российская нефть обходилась бы ему на $35/т дешевле, чем нынешние закупки, подсчитал Гришунин; для нефтепродуктов переплата составляет $120/т.