Продажи топлива на АЗС стали убыточными

В попытках снизить потери их владельцы сворачивают программы лояльности
Максим Стулов / Ведомости

Автозаправочные станции (АЗС) приносят их владельцам убытки, подсчитали для «Ведомостей» в ИГ «Петромаркет». Маржа заправок по бензину Аи-92 и Аи-95 на начало сентября в среднем составляла минус 3 руб./л, по дизелю – минус 2 руб./л. «Торговля бензином находится в отрицательной зоне с середины июня, дизельного топлива – с середины августа», – подчеркивает представитель «Петромаркета».

Глава Независимого топливного союза Павел Баженов сообщил, что маржинальность АЗС по Аи-95 отрицательная – минус 2,19 руб./л. При этом продажи Аи-92 и дизеля, по его словам, все еще выгодны, хотя маржа очень низкая (по бензину составляет всего 63 коп./л).

На маржинальности автозаправочного бизнеса негативно сказывается рост цен на нефтепродукты в оптовом звене. Пока предпосылок для ее выхода в положительную зону не видно, считают в «Петромаркете».

Зампред правления ассоциации «Надежный партнер» Дмитрий Гусев подтвердил «Ведомостям», что по многим нефтепродуктам на АЗС маржинальность сейчас отрицательная. Он добавил, что в оптовом звене цена фактически формируется на рыночных условиях, поэтому подвержена сильным колебаниям, тогда как в рознице сети стараются сдерживать рост цен в пределах инфляции. Но в текущих условиях, по его словам, это не всегда удается.

Цены на бензин и дизтопливо на товарной бирже СПбМТСБ растут все лето, а в июле, августе и сентябре обновляют исторические максимумы чуть ли не каждый день. 6 сентября очередные антирекорды установили Аи-92 и Аи-95, а также дизель. 1 т бензина Аи-92 торговалась по 65 472 руб., Аи-95 – по 76 492 руб., дизтоплива – по 68 556 руб. Цена бензина на бирже с начала года выросла почти вдвое, дизельное топливо подорожало в 1,5 раза.

Аномальный рост цен в опте разгоняет стоимость топлива и в рознице. По данным Росстата, в июле цены на нефтепродукты на АЗС увеличились на 2,2% по сравнению с июнем. С начала года стоимость 1 л бензина на заправках выросла на 4,8%, а 1 л дизеля подорожал на 0,6% при официальной инфляции в 3,4%.

Доцент Финансового университета при правительстве РФ Валерий Андрианов отмечает, что основными факторами, разгоняющими оптовые цены топлива, являются ускорение инфляции, рост объемов экспорта и вступившее в силу с 1 сентября сокращение выплат в рамках демпфирующего механизма в 2 раза, при том что за август они составили 186 млрд руб. («Ведомости» писали об этом 6 сентября). Таким образом, экономические стимулы для поставок топлива на внутренний рынок снижаются, добавляет он. Отдельные аграрные регионы, как писали «Ведомости», уже начали испытывать перебои с поставками топлива в преддверии осенних полевых работ.

На фоне отрицательной рентабельности бизнеса крупнейшие сети АЗС сокращают стимулирующие акции для покупателей и отменяют скидки или не продлевают действующие. Они также стремятся стимулировать покупку сопутствующих товаров помимо горючего. Например, «Лукойл» предлагает кэшбэк до 3 руб./л при заправке автомобиля бензином или дизелем на сумму от 1000 руб., но обязательным условием получения такого бонуса является покупка товаров в кафе или магазине на АЗС (товары должны стоить более 100 руб. каждый). При этом еще в июле физлица – участники программы лояльности могли сэкономить до 5 руб. за 1 л топлива (1–2 руб. с каждого литра, и 3 руб. начислялось за покупку товаров).

АЗС «Роснефти» летом также предлагали кэшбэк по карте лояльности. Например, в Москве и Московской области автовладельцы могли получить по 2 руб./л при заправке более 30 л бензина или 40 л дизтоплива за раз (при этом в одном чеке с нефтепродуктами должны были быть сопутствующие товары на сумму от 150 руб.). Акция закончилась 31 августа, о ее продлении не сообщалось.

На сайте сети АЗС «Татнефти» также не сообщается о действующих акциях со скидками на топливо за покупку больших объемов или сопутствующих товаров. Но они действовали, например, в марте этого года: тогда клиенты могли сэкономить 2 руб./л при покупке от 20 до 100 л бензина или дизтоплива, участники программы лояльности дополнительно получали кэшбэк в 3% от суммы чека.

На одной из АЗС сети «Ека» (куплена «Лукойлом» в марте 2022 г.) корреспонденту «Ведомостей» сказали, что скидка за большой объем купленного топлива «больше не действует». При этом, по словам продавца, сохраняются условия бонусной программы лояльности «Лукойла» для физлиц. Она, в частности, позволяет накапливать баллы за покупки топлива на АЗС компании и затем тратить их на заправках сети «Лукойла» на любые товары, включая горючее. Продолжает действовать программа лояльности на АЗС «Газпром нефти», подтвердили корреспонденту на одной из заправок. В рамках этой программы также начисляются баллы (1 руб. с каждого литра), которыми можно расплачиваться на заправках «Газпром нефти». По словам Баженова, системы лояльности у независимых сетей АЗС также меняются «в силу низкой маржи». Некоторые владельцы оставляют незначительную скидку на топливо – например, 1 руб./л при заправке на сумму от 2000 руб., «но не более того», указывает он.

В крупнейших вертикально-интегрированных нефтяных компаниях (ВИНК), владеющих сетями АЗС, на запросы «Ведомостей» не ответили.

Сети АЗС отказываются от дополнительных скидок и кэшбэка именно из-за снижения маржинальности, говорит руководитель нефтегазовой практики Kept Максим Малков. По его словам, в сентябре в стране наблюдается повышенный спрос на топливо, что «в значительной степени связано с активностью аграриев». На прибыльность заправочного бизнеса также негативно влияют сезон ремонтов на НПЗ и рост экспорта нефтепродуктов из-за ослабления рубля. Гусев добавляет, что некоторые владельцы АЗС сейчас не только сокращают скидки на топливо, но и отказываются от накопительных (бонусных) программ.

Для ВИНК отрицательная маржинальность в рознице не так фатальна, как для независимых сетей, поскольку есть возможность компенсировать убытки за счет других видов бизнеса, указывает Андрианов. У независимых АЗС такой возможности нет. Разница между стоимостью топлива на независимых АЗС и сетях ВИНК, по словам главы Российского топливного союза Евгения Аркуши, в отдельных регионах доходит до 6–7 руб./л. Это происходит, поскольку независимые АЗС не могут долго работать в убыток и критически зависят от оптовых цен. «В результате клиент уходит на заправки ВИНК, из-за чего нефтяники вынуждены наращивать поставки на собственные АЗС, а не на биржу. Это еще сильнее разгоняет оптовые цены. При этом пролив у независимых заправок снижается, что создает для них новые финансовые риски», – добавляет Аркуша.

«Автозаправки обычно повышают маржинальность за счет расширения спектра дополнительных услуг – торговли едой и другими товарами, техобслуживания авто и проч. Однако не у всех региональных независимых сетей АЗС есть возможность организовать на заправке, например, магазин», – добавляет Гусев.

Для стабилизации топливного рынка, по мнению Андрианова, правительству необходимо вводить меры стимулирования нефтепереработки и поставок топлива в российские регионы. Представитель «Петромаркета» добавляет, что решить проблему убыточности АЗС можно двумя способами – за счет увеличения выплат по демпферу, что сдержало бы оптовые цены, либо опережающего роста стоимости топлива на заправках. Ранее «Коммерсантъ» и «Интерфакс» сообщали со ссылкой на источники, что вариант с увеличением выплат по демпферу Минэнерго обсуждает с отраслью. Правда, в Минфине заявляли, что ведомству об этом предложении не известно. Аркуша подчеркивает, что помимо создания «премиальности» внутреннего рынка (например, за счет увеличений выплат по демпферу) нужно ограничивать экспорт НПЗ и полностью пресекать серый экспорт – перепродажу бензина, купленного в опте, за рубеж. Этим обычно, по его словам, занимаются небольшие НПЗ, не производящие товарного бензина 5-го класса, нефтебазы и трейдеры. 6 сентября замминистра энергетики Павел Сорокин сказал, что проект указа о запрете серого экспорта нефтепродуктов уже передан Минэнерго на согласование в правительство и администрацию президента.