Правительство просят расширить круг получателей субсидий для перевозок по Севморпути
«Доброфлот» жалуется на невозможность конкурировать с государственным «Атомфлотом»Рыбопромышленная компания «Доброфлот» просит правительство изменить условия субсидирования грузоперевозок по Северному морскому пути (СМП) так, чтобы бюджетные деньги могли получать операторы рефрижераторных судов для перевозки рыбы. Об этом говорится в письме управляющего ГК «Доброфлот» Александра Ефремова в аппарат правительства (есть у «Ведомостей»).
«Доброфлот» просит правительство распространить субсидии на регулярные рейсы рефрижераторными судами из районов промысла на Дальнем Востоке или из портов макрорегиона в порты Северо-Запада.
В письме говорится, что в результате процедур отбора получателей субсидий в 2022 г. единственным участником и победителем стал «Атомфлот» (ФГУП в составе «Росатома», владеющий атомными ледоколами), с которым заключено соглашение о перевозках по СМП сроком на три года. Предприятию выделены субсидии на организацию перевозок в 1,3 млрд руб. Однако условия конкурса, по мнению Ефремова, были прописаны под конкретное судно – лихтеровоз «Атомфлота» «Севморпуть».
В частности, маршрут субсидируемой перевозки, согласно правилам, должен начинаться и заканчиваться в Мурманске или Санкт-Петербурге, что подходит для «Севморпути» (приписан к порту Мурманск), но не компаниям, суда которых приписаны к дальневосточным портам, поясняет Ефремов.
В 2022 г. «Севморпуть» совершил два круговых рейса и перевез 8500 т груза, из которых рыбы – только 1500 т, сообщается в письме. При этом его реальная загрузка, по данным «Доброфлота», составила с учетом валовой вместимости в 38 226 т (1300 стандартных 20-футовых контейнеров вместимостью до 21 т каждый) всего 8% от максимальной. Затраты государства на перевозку каждой тонны груза при размере субсидии за прошлый год в 275 млн руб. в компании оценили в 32 000 руб.
В 2022 г. из федерального бюджета «Атомфлоту» было выделено 560 млн руб. в рамках указанной субсидии, из которых не освоено 285 млн руб., они были перенесены на этот год. Общий объем субсидии на 2023 г. составит 789 млн руб.
В пресс-службе «Атомфлота» заявили «Ведомостям», что в этом году «Севморпуть» обеспечивает субсидированные каботажные рейсы с загрузкой судна 95%. Грузы на борту – металлоконструкции, пиломатериалы, негабаритные краны, автотехника, контейнеры со строительными материалами, а также со свежемороженой рыбой, уточнили в пресс-службе.
Ефремов в письме подчеркивает, что «Доброфлот», который в течение восьми лет возил дальневосточную рыбу в Мурманск и Архангельск по СМП, в прошлом году не смог осуществить перевозку по этому маршруту, так как субсидии «Атомфлоту» позволили снизить цены «до уровня отсутствия рентабельности».
Источник «Ведомостей», близкий к «Доброфлоту», уточнил, что себестоимость перевозки 1 кг рыбы в западном направлении по СМП на рефрижераторных судах компании составляет 42–46 руб. в зависимости от загрузки судна. «Атомфлот» при этом, по его словам, предлагает грузоотправителям возить рыбу по цене 24–32 руб./кг. Представитель пресс-службы «Атомфлота» говорит, что компания при определении своих тарифов ориентируется на стоимость перевозки рефконтейнеров по железной дороге между европейской частью страны и Дальним Востоком.
С аналогичной инициативой о расширении условий субсидирования перевозок продукции по Севморпути к зампреду правительства, полпреду президента в ДФО Юрию Трутневу в августе обращался губернатор Архангельской области Александр Цыбульский, знает источник «Ведомостей», знакомый с текстом обращения. Цыбульский в письме указывал, что расширение условий субсидирования позволит увеличить объем перевозимой по СМП продукции, сократить сроки доставки, насытить внутренний продовольственный рынок России и увеличить объемы экспорта в Азию. Представитель Трутнева отказался от комментариев, в пресс-службе правительства Архангельской области не ответили на запрос.
В пресс-службе «Атомфлота» говорят, что предприятие «приветствует любых грузоперевозчиков» на СМП, так как общая цель – увеличение перевозок по этому маршруту. «Решение о расширении круга получателей субсидий находится в зоне ответственности Минвостокразвития», – добавляют в компании.
Источник «Ведомостей» в одной из рыбодобывающих компаний уточняет, что «Доброфлот» – единственная частная компания, которая сейчас возит рыбу с Дальнего Востока по СМП. По его словам, в этом году компания, несмотря на отсутствие субсидий, выполнила один рейс в Архангельск с 3000 т нерки, горбуши, минтая и кеты на борту.
Собеседник в другой компании на рынке отмечает, что большая часть перевозок рыбы с Дальнего Востока в европейскую часть идет по железной дороге. По данным Всероссийской ассоциации рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров (ВАРПЭ), в 2022 г. всего по железной дороге было перевезено 818 500 т рыбы и рыбной продукции, что на 10% больше, чем годом ранее. Представитель РЖД сообщил, что компания продолжает фиксировать повышенный спрос на перевозки рыбной продукции с Дальнего Востока. По его словам, в январе – августе перевезено 412 000 т, что на 13% больше показателя за тот же период прошлого года. В целом же, по данным РЖД, перевозки рыбы занимают в общем объеме грузоперевозок на этом маршруте менее 1%.
Директор консультационной компании «Гекон» Михаил Григорьев считает, что для развития СМП государство «должно поддерживать все перевозки по этому маршруту». Эксперт отмечает, что сегодня СМП используют многие компании, в том числе рыбопромышленные – «Доброфлот» и «Антей» (эта компания использует маршрут с запада на восток). Должна быть создана общая система поддержки развития судоходства, полагает он.
Президент ВАРПЭ Герман Зверев считает, что СМП «открывает большие перспективы», поскольку расширяет возможности доставки рыбы в регионы. В пресс-службе Росрыболовства сказали, что ведомство поддерживает расширение перечня рыбной продукции, субсидируемой при перевозке по железной дороге. Мера обеспечит внутренний рынок ассортиментом доступной и качественной рыбы. «Ведомости» также направили запросы в Минсельхоз, Минтранс, Минвостокразвития, Минфин и Минэк.