Правительство просят расширить круг получателей субсидий для перевозок по Севморпути

«Доброфлот» жалуется на невозможность конкурировать с государственным «Атомфлотом»
Виталий Аньков / РИА Новости

Рыбопромышленная компания «Доброфлот» просит правительство изменить условия субсидирования грузоперевозок по Северному морскому пути (СМП) так, чтобы бюджетные деньги могли получать операторы рефрижераторных судов для перевозки рыбы. Об этом говорится в письме управляющего ГК «Доброфлот» Александра Ефремова в аппарат правительства (есть у «Ведомостей»).

«Доброфлот» просит правительство распространить субсидии на регулярные рейсы рефрижераторными судами из районов промысла на Дальнем Востоке или из портов макрорегиона в порты Северо-Запада.

В письме говорится, что в результате процедур отбора получателей субсидий в 2022 г. единственным участником и победителем стал «Атомфлот» (ФГУП в составе «Росатома», владеющий атомными ледоколами), с которым заключено соглашение о перевозках по СМП сроком на три года. Предприятию выделены субсидии на организацию перевозок в 1,3 млрд руб. Однако условия конкурса, по мнению Ефремова, были прописаны под конкретное судно – лихтеровоз «Атомфлота» «Севморпуть».

В частности, маршрут субсидируемой перевозки, согласно правилам, должен начинаться и заканчиваться в Мурманске или Санкт-Петербурге, что подходит для «Севморпути» (приписан к порту Мурманск), но не компаниям, суда которых приписаны к дальневосточным портам, поясняет Ефремов.

В 2022 г. «Севморпуть» совершил два круговых рейса и перевез 8500 т груза, из которых рыбы – только 1500 т, сообщается в письме. При этом его реальная загрузка, по данным «Доброфлота», составила с учетом валовой вместимости в 38 226 т (1300 стандартных 20-футовых контейнеров вместимостью до 21 т каждый) всего 8% от максимальной. Затраты государства на перевозку каждой тонны груза при размере субсидии за прошлый год в 275 млн руб. в компании оценили в 32 000 руб.

В 2022 г. из федерального бюджета «Атомфлоту» было выделено 560 млн руб. в рамках указанной субсидии, из которых не освоено 285 млн руб., они были перенесены на этот год. Общий объем субсидии на 2023 г. составит 789 млн руб.

В пресс-службе «Атомфлота» заявили «Ведомостям», что в этом году «Севморпуть» обеспечивает субсидированные каботажные рейсы с загрузкой судна 95%. Грузы на борту – металлоконструкции, пиломатериалы, негабаритные краны, автотехника, контейнеры со строительными материалами, а также со свежемороженой рыбой, уточнили в пресс-службе.

Ефремов в письме подчеркивает, что «Доброфлот», который в течение восьми лет возил дальневосточную рыбу в Мурманск и Архангельск по СМП, в прошлом году не смог осуществить перевозку по этому маршруту, так как субсидии «Атомфлоту» позволили снизить цены «до уровня отсутствия рентабельности».

Источник «Ведомостей», близкий к «Доброфлоту», уточнил, что себестоимость перевозки 1 кг рыбы в западном направлении по СМП на рефрижераторных судах компании составляет 42–46 руб. в зависимости от загрузки судна. «Атомфлот» при этом, по его словам, предлагает грузоотправителям возить рыбу по цене 24–32 руб./кг. Представитель пресс-службы «Атомфлота» говорит, что компания при определении своих тарифов ориентируется на стоимость перевозки рефконтейнеров по железной дороге между европейской частью страны и Дальним Востоком.

С аналогичной инициативой о расширении условий субсидирования перевозок продукции по Севморпути к зампреду правительства, полпреду президента в ДФО Юрию Трутневу в августе обращался губернатор Архангельской области Александр Цыбульский, знает источник «Ведомостей», знакомый с текстом обращения. Цыбульский в письме указывал, что расширение условий субсидирования позволит увеличить объем перевозимой по СМП продукции, сократить сроки доставки, насытить внутренний продовольственный рынок России и увеличить объемы экспорта в Азию. Представитель Трутнева отказался от комментариев, в пресс-службе правительства Архангельской области не ответили на запрос.

В пресс-службе «Атомфлота» говорят, что предприятие «приветствует любых грузоперевозчиков» на СМП, так как общая цель – увеличение перевозок по этому маршруту. «Решение о расширении круга получателей субсидий находится в зоне ответственности Минвостокразвития», – добавляют в компании.

Источник «Ведомостей» в одной из рыбодобывающих компаний уточняет, что «Доброфлот» – единственная частная компания, которая сейчас возит рыбу с Дальнего Востока по СМП. По его словам, в этом году компания, несмотря на отсутствие субсидий, выполнила один рейс в Архангельск с 3000 т нерки, горбуши, минтая и кеты на борту.

Собеседник в другой компании на рынке отмечает, что большая часть перевозок рыбы с Дальнего Востока в европейскую часть идет по железной дороге. По данным Всероссийской ассоциации рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров (ВАРПЭ), в 2022 г. всего по железной дороге было перевезено 818 500 т рыбы и рыбной продукции, что на 10% больше, чем годом ранее. Представитель РЖД сообщил, что компания продолжает фиксировать повышенный спрос на перевозки рыбной продукции с Дальнего Востока. По его словам, в январе – августе перевезено 412 000 т, что на 13% больше показателя за тот же период прошлого года. В целом же, по данным РЖД, перевозки рыбы занимают в общем объеме грузоперевозок на этом маршруте менее 1%.

Директор консультационной компании «Гекон» Михаил Григорьев считает, что для развития СМП государство «должно поддерживать все перевозки по этому маршруту». Эксперт отмечает, что сегодня СМП используют многие компании, в том числе рыбопромышленные – «Доброфлот» и «Антей» (эта компания использует маршрут с запада на восток). Должна быть создана общая система поддержки развития судоходства, полагает он.

Президент ВАРПЭ Герман Зверев считает, что СМП «открывает большие перспективы», поскольку расширяет возможности доставки рыбы в регионы. В пресс-службе Росрыболовства сказали, что ведомство поддерживает расширение перечня рыбной продукции, субсидируемой при перевозке по железной дороге. Мера обеспечит внутренний рынок ассортиментом доступной и качественной рыбы. «Ведомости» также направили запросы в Минсельхоз, Минтранс, Минвостокразвития, Минфин и Минэк.