Минэнерго ожидает улучшения ситуации на топливном рынке «в ближайшее время»

Это может произойти из-за падения спроса, окончания ремонтов на НПЗ и замедления роста цен
Шульгинов (на фото) заявил, что подготовка списка экспортеров нефтепродуктов пока не закончена, а снова повышать обязательные нормативы биржевых продаж нефтепродуктов для НПЗ «пока нет необходимости»/ Вячеслав Викторов / Росконгресс

Вернуть демпфер

Министерство энергетики ожидает, что нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) начнут выходить из ремонтов в ближайшее время и ситуация на рынке моторного топлива улучшится. Об этом заявил министр энергетики Николай Шульгинов 11 сентября в рамках Восточного экономического форума (ВЭФ-2023). «Мы каждый день ожидаем выхода из зоны ремонта НПЗ, надеемся, что в ближайшие дни мы увеличим объемы производства продукции», – подчеркнул министр (цитата по «Интерфаксу»).

В интервью каналу «России 24» Шульгинов обратил внимание на то, что в ближайшие дни закончится ремонт на Астраханском ГПЗ (входит в «Газпром переработку»), благодаря чему ситуация «начнет налаживаться». На форуме он также рассказал, что тема с обеспечением внутреннего рынка топливом обсуждалась с нефтяниками в правительстве в первую очередь для того, чтобы обеспечить поставки сельхозпроизводителям.

Топливный вопрос стал хлебным

О нехватке топлива у аграриев и росте цен на него в период уборки урожая «Ведомости» писали 23 августа. Первый замминистра сельского хозяйства Оксана Лут 6 сентября говорила, что у сельхозпроизводителей из некоторых регионов «осталось топлива на неделю», что вынуждает их приостанавливать осенние полевые работы. Одной из причин в Минэнерго называли серый экспорт – перепродажу за рубеж топлива, купленного на бирже СПбМТСБ.

11 сентября Шульгинов заявил, что подготовка списка экспортеров нефтепродуктов (для предотвращения перепродажи горючего за рубеж. – «Ведомости») пока не закончена, а снова повышать обязательные нормативы биржевых продаж нефтепродуктов для НПЗ «пока нет необходимости». Напомним, что с 1 сентября они были повышены до 9,5% от общего объема производства для дизтоплива и до 13% для бензина. «Ведомости» направили запрос в Минфин.

Другой причиной перебоев с нефтепродуктами на юге России, по словам Шульгинова, являются попытки создать искусственный дефицит с помощью закрытия АЗС (цитата по «РИА Новости»). По его словам, Минэнерго старается пресекать такие действия. При этом в министерстве считают, что потребности внутреннего рынка в нефтепродуктах «полностью обеспечены производством». «Ведомости» направили уточняющие вопросы в пресс-службу Минэнерго. Представитель ФАС также заявил 11 сентября, что служба проверит «возможность манипуляции в мелкооптовых продажах» нефтепродуктов.

Перебои на юге

Представитель министерства топлива и энергетики Крыма сообщил «Ведомостям», что на полуострове нет государственной сети АЗС и заправок нефтяных компаний, поэтому розничной продажей топлива в регионе «занимаются местные компании и ИП». Крымские нефтетрейдеры закупают топливо на СПбМТСБ, цены на которой значительно выросли с начала года, что привело также и к увеличению цен на АЗС, отметил он.

Также в Крыму, по словам собеседника, сохраняются проблемы с доставкой топлива. Его везут «исключительно днем» через паромную переправу, работа которой зависит от погоды. Из-за этого объемы поставок на полуостров резко сократились, а сроки доставки выросли с 14–16 дней до 45–58, отметил представитель регионального минтопэнерго.

В пресс-службе комитета промполитики, торговли и ТЭК правительства Волгоградской области сообщили «Ведомостям», что в регионе нет дефицита топлива. Из-за ремонта Астраханского ГПЗ «временно не поставляется» бензин на АЗС «Газпрома», но на остальные заправки региона топливо идет с НПЗ «Лукойла» и Волгоградской нефтебазы.

Представитель «Газпром ГНП холдинга» подтвердил, что «на некоторых АЗС «Газпрома» приостановлена продажа нефтепродуктов». Основными причинами он назвал внеплановые ремонты на заводах и «высокую сезонную загрузку» железной дороги. «ООО «Газпром сеть АЗС» предпринимает все возможные в данной ситуации действия для обеспечения АЗС нефтепродуктами», – заверил собеседник.

Представитель министерства экономического развития и торговли Адыгеи заявил «Ведомостям», что перебоев с поставками нефтепродуктов для промышленности и аграриев в регионе нет. Но он признал «незначительные проблемы» с транспортировкой топлива на АЗС, из-за чего министерство начало координировать действия с представителями Северо-Кавказской железной дороги (филиал РЖД), а также ограничило торговлю на АЗС 1000 л на одну заправку транспортного средства во избежание спекуляций.

В других регионах Южного федерального округа не ответили на запросы.

Вернуть демпфер

Также Шульгинов сообщил, что Минэнерго обсуждает варианты корректировки топливного демпфера, который с 1 сентября сократился вдвое. Ранее «Коммерсантъ» уже писал о том, что Минэнерго обсуждает с отраслью отмену понижения демпферных выплат.

Демпфирующий механизм на топливном рынке начал действовать в России в 2019 г. Он предполагает, что, если экспортные котировки нефтепродуктов выше цен на внутреннем рынке, нефтяники получают выплаты из бюджета и имеют возможность не поднимать цены в России. При обратной ситуации компании делают отчисления в бюджет. В 2022 г. выплаты по демпферу стали рекордными – 2,2 трлн руб. (в 3,2 раза больше, чем в 2021 г.). В апреле этого года министр финансов Антон Силуанов заявил о планах сократить выплаты вдвое, так как сейчас они «идут в маржу переработчиков нефти».

Эксперт Института развития технологий ТЭК Кирилл Родионов считает, что корректировка демпфера, скорее всего, будет перенесена на более поздний срок. Девальвация рубля и рост цен на нефть привели к росту нефтегазовых доходов бюджета в августе 2023 г. на 35% по сравнению с июлем до максимальных с начала года 772,6 млрд руб., а также к увеличению выплат по демпферу на 68% до 185,9 млрд руб. Даже при сокращении демпфера вдвое в сентябре по сравнению с августом (до 93 млрд руб.) этот показатель будет выше, чем среднемесячный уровень первого полугодия 2023 г. По мнению Родионова, это будет позитивно влиять на общий баланс нефтегазовых доходов, а бюджет и нефтяники с технической точки зрения могут избежать потерь до конца года.

Параллельно с весны правительство ищет способы остановить рост цен на нефтепродукты в оптовом сегменте, который провоцирует и рост цен на АЗС. Оптовые цены на нефтепродукты на СПбМТСБ начали расти с наступлением весеннего сезона ремонтов на НПЗ в апреле, а осенью ускорили рост. В результате 11 сентября биржевая цена Аи-92 достигла очередного абсолютного максимума в 67 602 руб./т, Аи-95 снижается вторую торговую сессию подряд – 11 сентября тонну можно было купить за 76 395 руб. Дизтопливо продолжает обновлять рекорды: 11 сентября оно торговалось по 71 047 руб./т.

Такой рост оптовых цен сказался и на рознице: в августе бензин подорожал с начала года на 7,4% при инфляции в 3,7%.

Рынок охладится «сам собой»

В ближайшем будущем ситуация на топливном рынке действительно улучшится, но не обязательно по причинам, на которые указывает Минэнерго, считает ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков. Он поясняет, что скоро начнется сезонный спад спроса на топливо со стороны туристов и аграриев. Оптовые цены на нефтепродукты уже довольно сильно поднялись в августе, поэтому таких темпов их роста в сентябре мы не увидим. Окончание ремонтов НПЗ также сыграет свою позитивную роль, добавляет Юшков. «Таким образом, рынок просто стабилизируется сам собой», – резюмирует аналитик.

Зампредседателя правления ассоциации «Надежный партнер» Дмитрий Гусев считает, что меры, которые сейчас обсуждает правительство для стабилизации ситуации на топливном рынке, должны решать проблему «на долгое время, а не в конкретной ситуации». Например, при корректировке топливного демпфера необходимо предусмотреть ситуацию с ослаблением рубля вплоть до 200 руб./$, добавляет он.

В отрасли есть системные проблемы, которые нельзя решить быстро, – например, сложности с транспортировкой топлива по железной дороге, что стало одной из причин нехватки нефтепродуктов в отдельных регионах, указывает Гусев. Для ее решения, полагает эксперт, нужно развивать и другие виды транспорта – например, автомобильные перевозки топлива.