Группа «Аэрофлот» планирует перевезти 47 млн пассажиров в 2024 году

Рост бизнеса будет сдерживать дефицит самолетов и новых направлений
Андрей Гордеев / Ведомости

Группа «Аэрофлот», в которую помимо одноименной авиакомпании входят «Россия» и лоукостер «Победа», планирует перевезти в 2024 г. не менее 47 млн пассажиров, рассказал журналистам в кулуарах ВЭФ-2023 гендиректор «Аэрофлота» Сергей Александровский. По его словам, национальный перевозчик улучшил прогноз как на 2023 г., так и на 2024 г.

«Базовый сценарий на 2023 г. был 43 млн пассажиров. К середине года мы поняли, что можем добавить, поэтому скорректировали до 45 млн человек. Цель на следующий год – не менее 47 млн пассажиров», – сказал он. Топ-менеджер добавил, что соотношение перевозок на международных воздушных линиях и внутренних будет, как и в этом году, 20% на 80%.

Если группа выполнит намеченные планы, показатель 2024 г. будет лучшим с начала пандемии коронавируса в 2020 г. Тогда объемы перевозок группы «Аэрофлот» резко упали с 60,7 млн пассажиров в 2019 г. (рекорд для всей российской гражданской авиации) до 29,4 млн. Таким образом, «Аэрофлот» собирается перевезти в следующем году не менее 77% от объемов 2019 г., когда авиакомпании были доступны полеты в ныне недружественные страны Европы, США, Японию, Южную Корею. Полеты туда запрещены для российских авиакомпаний после начала СВО на Украине и введения санкций еще весной – летом 2022 г. Также из-за санкций возникли сложности с обслуживанием иностранной авиатехники (ввиду отсутствия запчастей), а иностранные лизингодатели стали требовать досрочного возврата воздушных судов (ВС).

От санкций пострадал не только «Аэрофлот», но и другие российские перевозчики: в 2022 г. объем перевозок упал на 14% до 95,1 млн пассажиров («Ведомости» писали об этом 13 января).

В начале лета Минтранс прогнозировал, что за 2023 г. российские авиакомпании перевезут 101,2 млн человек (+6,4% к прошлому году). Тогда на группу «Аэрофлот» придется около 45% общего пассажиропотока.

В авиакомпании «Уральские авиалинии» отказались от комментариев. «Ведомости» также направили запросы другим крупнейшим перевозчикам – S7, Utair, «Азимуту», Red Wings, Smartavia – и в Минтранс.

Исполнительный директор «Авиапорта» Олег Пантелеев добавляет, что восстановление пассажиропотока в 2023 г. связано с возвращением населения к «привычной модели потребления» после шоков последних лет. Главный эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Федор Борисов считает планы «Аэрофлота» на 2024 г. реалистичными. Росту пассажиропотока компании, по его словам, способствуют два фактора: переориентация бизнес-модели на внутренний рынок, которая уже начала приносить результаты, и лучшая, чем у небольших авиакомпаний, ситуация с флотом в условиях санкций «за счет эффекта масштаба».

Как писали «Ведомости» 5 сентября, группе «Аэрофлот» недавно удалось договориться о страховом урегулировании по 18 импортным Boeing и Airbus и пяти авиадвигателям, принадлежавших ирландскому лизингодателю AerCap.

«Аэрофлот», судя по прогнозам Александровского, сможет увеличить пассажиропоток в следующем году всего на 4,4%. Один из факторов, который будет сдерживать темпы роста перевозок, – дефицит провозных емкостей. Главный редактор портала Frequentflyers.ru Илья Шатилин отмечает, что до конца 2024 г. почти не будет поступлений новой техники, кроме нескольких SSJ100, на которых «2 млн пассажиров не перевезешь». «То есть рост будет за счет увеличения налета имеющихся ВС. Количество перспективных с коммерческой точки зрения новых направлений с учетом ограниченного количества самолетов также невелико», – указывает он.

Источник, близкий к группе «Аэрофлот», утверждает, что до пандемийных ограничений «Аэрофлот» перевозил более 50 млн пассажиров тем же флотом, что сейчас находится в распоряжении группы. «Ограничение не в провозных емкостях, а в отсутствии большей части международных направлений, которые были до 2019 г.», – говорит он.

В свою очередь, Пантелеев напоминает, что в 2023–2024 гг. парки российских авиакомпаний начнут пополняться новыми российскими самолетами. До 2030 г. в российские авиакомпании, согласно комплексной программе развития авиатранспортной отрасли, должно быть поставлено более 1000 самолетов. Из них 142 шт. SSJ-New (импортозамещенный), 270 шт. МС-21, по 70 Ил-114-300 и Ту-214, а также самолеты «Ладога», L-410 и «Байкал». «Но поступающие в авиакомпании отечественные самолеты будут постепенно замещать машины иностранного производства, которые будут выводиться из эксплуатации», – отмечает эксперт.

Судя по загрузке кресел «Аэрофлота», резервы провозных емкостей действительно снижаются. Загрузка кресел в первые восемь месяцев 2023 г. в среднем по группе составила 82,4% на международных линиях и 89,7% на внутренних, сообщала ранее пресс-служба «Аэрофлота». В январе – августе 2022 г. занятость кресел составляла 74,5 и 86% соответственно, а в 2021 г. – 70,6 и 75,2%.

По мнению Шатилина, более серьезный рост перевозок у «Аэрофлота» возможен «только в случае поглощения какого-нибудь другого перевозчика», но таких предпосылок пока нет.

Пантелеев также признает, что в ближайшие годы поставки отечественных машин «существенно не повлияют на общий объем провозных емкостей». «Но если сбудется прогноз Минтранса о том, что значительная часть иностранных ВС сможет летать вплоть до 2030 г., компании будут располагать необходимыми провозными емкостями для наращивания пассажиропотока», – добавляет он.