«Новатэк» предложил создать программу поддержки добычи трудноизвлекаемого газа

Это нужно для сохранения ресурсной базы страны, считают в компании
В кулуарах ТНФ-2023 Кудрин (на фото) пояснил журналистам, что «Новатэк» уже обратился со своими инициативами в Минэнерго/ Максим Стулов / Ведомости

Полномасштабное освоение трудноизвлекаемых запасов (ТРИЗ) газа в России требует создания специальной государственной программы, в которой будут определены меры поддержки. С таким предложением 20 сентября на Тюменском нефтегазовом форуме (ТНФ-2023) выступил заместитель председателя правления «Новатэка» Владимир Кудрин. Он также добавил, что правильным было бы распространить на технологии разработки ТРИЗ механизм господдержки, который действует для СПГ-оборудования.

Топ-менеджер напомнил, что исторически основным регионом добычи газа в стране является Надым-Пур-Тазовский регион на Ямале. Но сейчас его сеноманский ярус (верхние пласты залежей) выработан на 81% и, по словам Кудрина, необходимо переходить к активной стадии освоения ТРИЗ.

Общий объем ТРИЗ газа в Надым-Пур-Тазовском регионе оценивается в 5 трлн куб. м. Эти запасы позволяют добывать как минимум 70 млрд куб. м в год или «намного больше», подчеркнул топ-менеджер.

Но для разработки этих запасов необходимы бурение сложных горизонтальных скважин и проведение многостадийного гидроразрыва пласта (ГРП), отметил зампред правления «Новатэка». Принципиально технологии добычи для этих пластов доступны, но их необходимо тиражировать, а на это потребуется 7–10 лет, пояснил он. При текущем налоговом регулировании добыча трудноизвлекаемого газа становится нерентабельной, из-за отсутствия льгот крупные проекты не реализуются, констатировал Кудрин.

Зампред правления «Новатэка» подчеркнул, что, если прекратить добычу на таких промыслах в пользу добычи в новых газовых провинциях, эти 5 трлн куб. м газа могут быть «безвозвратно потеряны для экономики страны». При этом, по словам Кудрина, несмотря на текущее падение экспорта газа и профицит этого вида топлива на внутреннем рынке, вопрос обеспечения сырьевой базы страны актуален. По разным оценкам, активная добыча трудноизвлекаемого газа потребуется в 2030–2035 гг., уточнил он.

В кулуарах ТНФ-2023 Кудрин пояснил журналистам, что «Новатэк» уже обратился с этими инициативами в Минэнерго. По его словам, министерство их поддерживает, но нужна единая дорожная карта с участием всех заинтересованных сторон. «Ведомости» направили запросы в пресс-службы Минэнерго, Минфина и «Газпрома».

Представитель Минпромторга пояснил «Ведомостям», что «Новатэк» по вопросу разработки трудноизвлекаемых запасов газа в министерство не обращался. При этом, по его словам, Минпромторг проводит системную работу в этом направлении, например при содействии министерства, продолжается разработка роторно-управляемых систем, совместно с «Газпром нефтью» сформирована дорожная карта по развитию направления «Оборудование для бурения и добычи на суше», которая включает оборудование и технологии для освоения ТРИЗ.

Заместитель министра промышленности и торговли Михаил Иванов в ходе форума заявил, что Минпромторг «давно занимается темой ТРИЗ». «По части направлений определенный путь пройден. Создан опытный образец флота ГРП. <...> Надеюсь, что со следующего года перейдем к серийному производству», – сказал он.

Аналитик ФГ «Финам» Сергей Кауфман отмечает, что на ТРИЗ приходится порядка 54% запасов газа в России, но оставшихся традиционных запасов пока достаточно для обеспечения ресурсной базой основных проектов российских компаний.

Старший аналитик «БКС мир инвестиций» Рональд Смит при этом обращает внимание, что гигантские неосвоенные месторождения традиционного газа, как правило, расположены вдали от существующей инфраструктуры (трубопроводов, газоперерабатывающих мощностей и т. д.). В то же время значительные объемы ТРИЗ находятся на существующих месторождениях, указывает аналитик. «Разработка ТРИЗ таких сверхгигантских месторождений, как Медвежье, Уренгойское и Ямбургское, позволила бы использовать обширную инфраструктуру и промышленную базу на протяжении десятилетий», – говорит он.

Как поддерживают сжижение

Сейчас в России действует программа субсидирования локализации производства оборудования для сжижения газа. В августе 2022 г. на эти цели из бюджета был выделен 1 млрд руб. Создание российского оборудования для производства СПГ предусмотрено утвержденным в 2021 г. федеральным проектом «Прорыв на рынки СПГ».

Управляющий директор рейтинговой службы НРА Сергей Гришунин напоминает, что Минэнерго ранее предупреждало о рисках снижения добычи газа в Надым-Пур-Тазовском регионе. Ранее министр энергетики Николай Шульгинов, как писали «Известия», направил письмо в правительство, в котором сообщил, что в 2023 г. добыча в Надым-Пур-Тазовском регионе достигает максимума в 468 млрд куб. м, а к 2040 г. снизится в 1,8 раза из-за истощения легко- и среднеизвлекаемых запасов. Общая добыча газа в России в 2022 г., по данным Минэнерго, снизилась на 11,7% до 673,8 млрд куб. м.

Гришунин отмечает, что разработка ТРИЗ сопряжена с большим объемом исследовательских работ. Смит добавляет, что в случае реализации на внутреннем рынке добыча большей части запасов трудноизвлекаемого газа сейчас убыточна или «приносит едва приемлемую прибыль».

По мнению Гришунина, сделать добычу трудноизвлекаемого газа рентабельной могло бы снижение налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ), а после развития технологий и достижения приемлемого уровня рентабельности можно было бы рассмотреть возврат к прежней схеме налогообложения.

Разработка ТРИЗ в Надым-Пур-Тазовском регионе – стратегическая задача по сохранению конкурентоспособности российской газовой отрасли, поэтому на технологии добычи целесообразно распространить меры поддержки другого стратегического направления – оборудования для СПГ-технологий, считает Гришунин. Но Кауфман полагает, что сейчас вероятность предоставления льгот для добычи трудноизвлекаемого газа невысока из-за дефицита бюджета. В июне замминистра финансов Алексей Сазанов говорил, что Минфин готов рассмотреть налоговое стимулирование освоения ТРИЗ нефти и газа не раньше 2027 г.