Как повлияет запрет экспорта топлива из РФ на российский и мировой рынки

Правительство вынужденно пошло на эту меру из-за роста оптовых цен и серого экспорта
Максим Стулов / Ведомости

Правительство 21 сентября ввело временное ограничение на вывоз за границу бензина и дизельного топлива «для стабилизации цен на внутреннем рынке». Соответствующее постановление подписал председатель правительства Михаил Мишустин, сообщила пресс-служба кабмина. Сроки введения ограничения не уточняются. «Данная мера должна дать эффект очень быстро, потому что прекратится вымывание, потому что достаточно ощутимый объем покупался недобросовестными участниками рынка на бирже или на нефтебазах и вывозился на экспорт, а сейчас такой возможности нет», – заявил первый замминистра энергетики Павел Сорокин в эфире телеканала «Россия 24».

Курирующий ТЭК вице-премьер Александр Новак 22 сентября также встретится с руководителями нефтяных компаний и обсудит ситуацию на рынке, сообщил «Интерфакс».

В сообщении правительства также напоминается, что ранее для стабилизации ситуации на топливном рынке были увеличены нормативы поставок бензина и дизтоплива на биржу СПбМТСБ, а также организован ежедневный мониторинг закупок топлива для нужд сельхозпроизводителей. С 1 сентября правительство повысило для НПЗ обязательный норматив продаж топлива на бирже на 1 п. п. до 13% от объема производства бензина и до 9,5% по дизелю.

Меры по снижению цен на топливо и предотвращению серого экспорта – перепродажи за рубеж купленного на внутреннем рынке топлива трейдерами и малыми НПЗ – обсуждались все летние месяцы. Ранее президент Российского топливного союза Евгений Аркуша говорил «Ведомостям», что серым экспортом занимаются обычно небольшие нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ), не производящие товарного бензина 5-го класса, нефтебазы и трейдеры.

Экспорт нефтепродуктов в 2023 г. стал особенно выгодным для российских компаний благодаря высоким экспортным ценам.

По данным МЭА, в августе 2023 г. средневзвешенная экспортная цена на премиальные нефтепродукты (к ним относятся бензин и дизтопливо) из России выросла на 21% по сравнению с предыдущим месяцем до $92,5/барр., т. е. приблизилась к введенному недружественными странами потолку в $100/барр.

Минэнерго, ФАС и Новак официально подтверждали, что среди мер борьбы с серым экспортом обсуждались создание списка экспортеров нефтепродуктов, в который планировалось включить только НПЗ, и лицензирование экспорта. По данным источников ТАСС и «Интерфакса», также рассматривалось введение заградительной пошлины на экспорт нефтепродуктов в $250/т и полный запрет экспорта топлива (это также подтверждает источник «Ведомостей», знакомый с ходом обсуждений).

Дестабилизация ситуации на рынке моторного топлива началась на фоне резкого роста цен в оптовом звене. По данным СПбМТСБ, стоимость бензина Аи-92 и Аи-95 начала расти в апреле со стартом весеннего сезона ремонтов НПЗ. Котировки обновили исторический максимум в конце июля, а в августе продолжили рост после небольшого отката. Цена Аи-92 установила рекорд 18 сентября на отметке 70 508 руб./т, Аи-95 – 7 сентября на уровне 76 876 руб./т. Дизтопливо перешло к росту на бирже в конце июля и с середины августа также периодически обновляет рекорды. Последний был зарегистрирован 19 сентября – 75 036 руб./т.

Последние три торговые сессии оптовая цена бензина и дизеля снижается на фоне заявлений властей о принятии «радикальных мер» по борьбе с серым экспортом. По данным СПбМТСБ, стоимость Аи-92 за три дня потеряла 12,2% и 21 сентября составила 61 883 руб./т. Аи-95 подешевел на 12% до 66 521 руб./т, а цена на дизель за два дня снизилась на 4,2% до 71 869 руб./т.

По данным биржи ICE, стоимость Brent начала расти на новостях об ограничении экспорта нефтепродуктов из России. Котировки в течение торговой сессии росли с $92,2/барр. до $94,6/барр., а затем откатились до $94,3/барр.

В 2022 г. в России было произведено 86 млн т дизеля и 43 млн т бензина, а по итогам этого года ожидается, что производство дизтоплива вырастет до 90 млн т, бензина – до 44 млн т, сообщил 21 сентября глава комитета Госдумы по энергетике Павел Завальный. По его словам, ожидаемое потребление на внутреннем рынке составит 76 млн т (40 млн т дизеля и 36 млн т бензина). Таким образом, экспортировано может быть около 58 млн т горючего.

Президент Независимого топливного союза Павел Баженов считает, что ограничение экспорта может продлиться до конца октября, когда баланс спроса и предложения стабилизируется и оптовые цены начнут снижаться, либо же до конца года. В этом случае независимые сети АЗС смогут нарастить маржинальность бизнеса, добавляет он.

По мнению эксперта Института развития технологий ТЭК Кирилла Родионова, ограничение экспорта нефтепродуктов не может стать долгосрочным решением. По его словам, доля экспорта от общего объема производства бензина исторически была низкой, а по дизелю в России существует большой профицит мощностей, который сам по себе должен играть на снижение цен на этот вид топлива. Родионов отмечает, что ограничение экспорта приведет к снижению цен на бирже, но они снизились бы и без этой меры: нефтепереработчикам было бы выгодно снизить цены в последней декаде сентября, чтобы обеспечить себе выплаты по демпферу. Партнер Kasatkin Consulting Дмитрий Касаткин полагает, что стоимость Аи-92 может стабилизироваться на уровне 65 000 руб./т, а дизеля – 68 000 руб./т. Старший аналитик «БКС мир инвестиций» Рональд Смит ожидает еще большего снижения – до 60 000 руб./т по бензину и дизелю.

Экспорт нефтепродуктов из России не является существенным для глобального рынка – он составляет 2% от глобального производства, отмечает Касаткин. Сильнее всего от ограничения экспорта пострадают локальные рынки, которые зависят от сырья из России. Например, в ЕАЭС российские компании поставили 2 млн т дизеля и бензина в 2022 г., что существенно меньше, чем экспорт в дальнее зарубежье, отмечает источник «Ведомостей», знакомый со статистикой Минэнерго. По его словам, страны региона не смогут увеличить ввоз российского топлива для его реэкспорта: для этого придется пересматривать межправительственные соглашения, что правительство России вряд ли захочет делать.

Смит же отмечает, что Россия – крупный игрок на рынке дизеля, поэтому ограничение его экспорта может привести к росту цен на этот вид топлива в Европе.

По его мнению, в краткосрочной перспективе (3–6 месяцев) ограничение экспорта не приведет к существенному снижению объемов производства на НПЗ, так как на внутреннем рынке есть потенциал для роста потребления, но может вырасти загрузка хранилищ. Если же ограничение будет действовать больше полугода, НПЗ могут пострадать в результате снижения цен реализации и, соответственно, маржи. В подобной ситуации, считает он, ограничение с большой вероятностью будет снято.

Больше всего от ограничения экспорта пострадают «Сургутнефтегаз», «Газпром нефть» и «Татнефть», полагает аналитик ФГ «Финам» Сергей Кауфман. К этому списку можно добавить и «Лукойл», уточняет ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков. При этом «Роснефть» сможет продолжать поставлять топливо по межправительственным соглашениям, добавляет он. Это смягчит для нее, по мнению аналитика, влияние введенного ограничения.

Для решения проблемы с ценами на топливо нужно повысить нормативы продаж на бирже до 50% для бензина и до 33% для дизеля, а также решить проблемы с дефицитом провозной способности сети РЖД, считает Родионов.