В России впервые продали белого вина больше, чем красного

Такая тенденция отмечается во всем мире
Андрей Гордеев / Ведомости

Доля продаж белого вина к концу лета 2023 г. впервые превысила 50% в натуральном выражении от общего объема продаж тихих вин, показал проведенный «Ведомостями» опрос крупных импортеров и дистрибуторов. Так, по словам представителя сети винотек SimpleWine, в июне – августе данный показатель составил 57% (для сравнения: летом 2019 г. он был на уровне 48%). Похожую тенденцию фиксируют и в Ladoga. У этой компании доля продаж белого вина по итогам лета составила 55% (в аналогичный период 2019 г. – 41%). Абсолютные цифры и данные по красному вину они не предоставили.

Традиционно россияне предпочитали покупать именно красное вино и по итогам 2022 г. оно оставалось лидером по продажам в этом сегменте алкогольных напитков с долей в 48%, говорит директор Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя Вадим Дробиз. По его словам, доля белого вина составляла 42%, оставшиеся 10% – розовое.

Продажи белого вина постепенно растут последние четыре года, говорят опрошенные «Ведомостями» импортеры и дистрибуторы. Так, если в 2019 г. в сети SimpleWine было продано 209 443 л этого напитка, то по итогам прошлого года данный показатель увеличился до 425 881 л. Данную тенденцию подтверждают и в торговой компании Fort. Там сегмент белых вин за последние четыре года вырос с 46 до 50%, розовых – с 5 до 8%, тогда как доля красных сократилась с 50 до 42%, говорит ее исполнительный директор Александр Липилин. У Ladoga доля продаж белого вина за 2019–2022 гг. увеличилась с 37 до 49%, при этом резких скачков не было – она росла постепенно, прибавляя по 2–4% ежегодно, говорит президент компании Вениамин Грабар.

В 2023 г. продажи белых вин практически сравнялись с продажами красных, при этом темпы роста потребления первых выше, описывает ситуацию в своей компании гендиректор «Фанагории» Петр Романишин. По его словам, несмотря на то что в абсолютных цифрах красные пока лидируют, разрыв между двумя напитками сокращается. Абсолютных данных Романишин не предоставил.

Представитель Росалкогольтабакконтроля сообщил, что ведомство в своей статистике не делит вина на белые и красные. В целом же, по его словам, продажи тихих вин стабильны: так, в 2020 г. было продано 55,03 млн дал таких напитков, в 2021 г. – 55,2 млн дал, а в прошлом году – 55,5 дал.

Увеличение продаж белых вин Дробиз связывает с ростом численности молодых женщин в стране. 90% вина в России употребляют женщины и лишь 10% – мужчины, а белое вино более легкое на цвет, вкус и аромат, ему отдают предпочтение главным образом молодые женщины, поясняет Дробиз. Он напоминает, что начиная с 2012–2013 гг. в России был «демографический винный кризис», когда из-за провала рождаемости в 1990-х численность возрастной группы от 18 до 32 лет (в том числе женщин) резко снизилась. Кризис, по его словам, начал сходить на нет в 2022 г.

Генеральный директор «Абрау» (входит в ГК «Абрау-Дюрсо) Олег Петько отмечает, что у россиян меняются еще и потребительские предпочтения в пользу более легких белых вин. С ним согласен и Грабар. По его словам, сейчас набирают популярность напитки, не требующие долгого и сложного гастрономического сопровождения, определенных ритуалов и т. д. Липилин из Fort напоминает, что изменение климата приводит к росту спиртуозности и танинности красных вин, но не считает, что именно это повлияло на миграцию потребителей в категорию белых вин. Романишин согласен, что мода на белое – это мировой тренд и он не связан со сложностями в выращивании винограда для красных вин. Хотя увеличение числа теплых дней влияет на рост потребления белых, считает он. Действительно, вино утратило жесткую гастрономичность и связанную с ней сезонность, когда все покупали красное вино к мясу (которое чаще ели в холодное время года), а белое – к рыбе и фруктам (которые употребляли в жару), соглашается Дробиз.