Правительство предложило новые меры по борьбе с серым экспортом топлива

Нефтяники должны сначала обеспечить внутренний рынок, а затем зарабатывать на внешнем
Президент Владимир Путин предложил собственный вариант решения топливной проблемы в России/ Пресс-служба президента России

Правительство в целом определилось с мерами по борьбе с серым экспортом моторного топлива, которые призваны остановить рост цен на АЗС, уже вдвое обогнавший инфляцию. По данным Росстата, с начала года по август стоимость бензина на АЗС выросла на 7,4%, дизеля – на 4,7% при инфляции 3,7%.

Об уже принятых мерах и будущих ограничениях объявил 27 сентября курирующий ТЭК вице-премьер Александр Новак на совещании правительства с президентом Владимиром Путиным.

«За последнюю неделю, с 21-го числа [когда было принято постановление об ограничении экспорта нефтепродуктов], они [цены] снизились в среднем на 20% по автомобильным бензинам и на 16% по дизельному топливу», – доложил Новак. По его словам, кабмин ожидает дальнейшей стабилизации ситуации с ценами на бензин и дизтопливом на оптовом топливном рынке. Для того чтобы обеспечить долгосрочную балансировку внутреннего рынка, а также для создания экономических стимулов для поставок нефтепродуктов на внутренний рынок правительство предложило ряд дополнительных системных мер.

Основные меры, которые сейчас прорабатывает кабинет министров, – это повышение экспортной пошлины с 20 000 до 50 000  руб./т для перекупщиков горючего либо полный запрет на экспорт топлива, приобретенного на внутреннем рынке (эта мера, по сути, уже действует), корректировка демпферных выплат НПЗ из бюджета, чтобы «компенсировать разницу с экспортом». Кроме того, по словам Новака, определены объемы поставок на внутренний рынок дизтоплива на сентябрь – ноябрь для проведения осенних полевых работ: 13,4 млн барр.

Новак в ходе совещания сообщил, что предлагается повысить коэффициент в формуле расчета демпфера (бюджетная выплата НПЗ, призванная компенсировать нефтяникам разницу между более высокой экспортной ценой и ценой на внутреннем рынке). Демпфер был снижен с 1 сентября. Повышение коэффициента и демпферных выплат позволит компенсировать разницу между экспортной альтернативой и биржевыми ценами и повысить эффективность поставок на внутренний рынок.

По словам Новака, нужно не допустить «вымывания топлива с внутреннего рынка спекулянтами»: «Это касается в первую очередь повышения заградительных пошлин для тех перекупщиков, которые не являются производителями нефтепродуктов, а покупают их для поставки на экспорт. Мы введем заградительную пошлину, повысим с 20 000 до 50 000 руб.».

Также Новак предложил контролировать вместе с ФАС уровни наценки на нефтепродукты на АЗС: при падении биржевых цен цены должны снижаться и там. Он отметил, что решение по этим мерам будет принято в ближайшее время, что окажет долгосрочное влияние на внутренний рынок.

Путин на совещании также предложил подумать над тем, чтобы применить механизм ограничения экспорта, который используется для удобрений. «У нас есть практика по другим отраслям – по удобрениям, допустим. Действительно, поставили на внутренний рынок необходимый объем, а потом зарабатывайте на внешнем», – сказал он. Речь идет о введенном в 2021 г. механизме, когда производители удобрений получают возможность поставок за рубеж после закрытия потребностей отечественных аграриев. По оценке ведущего аналитика Фонда национальной энергетической безопасности Игоря Юшкова, на внутреннем рынке ежегодно потребляется 223,8 млн барр. дизеля и 250,5 млн барр. бензина.

Бензин течет быстрее инфляции

Резкие меры, уже введенные или только обещанные правительством, стали ответом на проблемы на топливном рынке России, копившиеся с начала года. В феврале ЕС (был крупнейшим покупателем российского топлива) ввел эмбарго на его поставки по морю. Недружественные страны установили и ценовой потолок, запрещающий страховать и перевозить бензин и дизтопливо из России по цене выше $100/барр.

Но общий экспорт нефтепродуктов из России, по данным Международного энергетического агентства, даже вырос и в марте достиг максимума за последний год в 3,2 млн барр./сутки. Затем объемы поставок постепенно сокращались, в том числе на фоне весеннего сезона ремонтов на НПЗ, и в августе составили 2,4 млн барр./сутки (-8% к августу 2022 г.).

А экспортные цены на российские нефтепродукты постепенно восстанавливались после падения в феврале: в августе 2023 г. средневзвешенная цена дизтоплива при поставках за рубли впервые превысила уровень ценового потолка и вплотную приблизилась к $104/барр., прибавив за месяц 23%. Стоимость бензина также почти достигла уровня ограничения и в августе составила $92,9/барр. (+13% к июлю этого года).

Вывоз дизтоплива – одного из главных экспортных продуктов нефтепереработки в России – с ноября 2022 г. по апрель этого года превышал 1 млн барр./сутки, следует из данных Kpler. С начала сентября экспорт дизеля из России составил 780 000 барр./сутки. Экспорт бензина рос зимой в преддверии эмбарго ЕС: в январе 2023 г. суточный объем отгрузок достиг 215 000 барр. Но к июлю он сократился в сравнении с началом года в 3,5 раза до 63 000 барр./сутки. В августе и сентябре экспорт вновь начал расти и за прошедший период сентября составлял в среднем уже 134 000 барр./сутки.

За ростом мировых цен на моторное топливо стали подтягиваться оптовые цены и внутри России. Котировки бензина Аи-92 и Аи-95 на бирже СПбМТСБ пошли вверх в апреле с началом сезона ремонтов и к июлю начали бить рекорды. По данным биржи, стоимость Аи-92 достигла очередного исторического максимума в 70 508 руб./т 18 сентября, Аи-95 – 7 сентября (76 876 руб./т). Дизтопливо стало дорожать на бирже лишь в конце июля, а 19 сентября поставило рекорд в 75 036 руб./т.

По словам Новака, за последние два месяца биржевые цены бензина выросли на 15%, дизтоплива – на 30%. Это произошло, по его словам, под влиянием нескольких факторов: увеличения мировых цен на нефть, снижения дисконтов российской марки Urals к Brent и ослабления рубля к доллару. Это привело к росту экспортной альтернативы на нефтепродукты.

Но даже такой резкий скачок оптовых цен в России не изменил ситуацию: поставки за рубеж по-прежнему более выгодны. Из-за этого вырос объем серого экспорта. Трейдеры, небольшие НПЗ и нефтебазы брали на бирже топливо, за которое уже получен демпфер, и перепродавали его за границу.

Что делало правительство

Правительство начало обсуждать меры по борьбе с ростом цен и серым экспортом еще в июне. Тогда речь шла о лицензировании экспорта нефтепродуктов, введении списка экспортеров (в него должны были включить только производителей ГСМ) и увеличении обязательных нормативов продаж на бирже. Также речь шла о возможности введения заградительной пошлины на экспорт нефтепродуктов либо полном запрете экспорта (что в итоге и было сделано).

Но к 1 сентября дискуссии в правительстве и Минэнерго с нефтекомпаниями вылились лишь в незначительное увеличение нормативов по продаже топлива на бирже на 1 п. п. – до 13% для бензина и 9,5% для дизтоплива.

Введение заградительной пошлины, как пояснил первый замминистра энергетики Павел Сорокин 20 сентября в Госдуме, означало бы отмену налогового маневра в отрасли (проведенное в 2015–2019 гг. обнуление экспортной пошлины на нефть с одновременным повышением налога на добычу полезных ископаемых). Минэнерго выступало против возвращения пошлины.

Невозможность выработать долгосрочный механизм балансировки топливного рынка вылилась во временный запрет на экспорт бензина и дизеля, который вступил в силу с 21 сентября. Как пояснял пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков, мера будет действовать «столько, сколько потребуется для обеспечения стабильности на рынке». Самая жесткая мера из возможных была принята правительством, так как попытки словесных интервенций не подействовали на нефтеперерабатывающие компании, говорил ранее «Ведомостям» доцент Финансового университета при правительстве РФ Валерий Андрианов.

Кто виноват

Впрочем, введя жесткий запрет, правительство спустя несколько дней смягчило его условия. Изначально в постановлении от 21 сентября исключение было сделано только для экспорта бензина и дизтоплива по межправсоглашениям, для вывоза топлива для гуманитарных целей, для личных нужд граждан, ограничения не распространялись на отгрузки для Минобороны. Постановлением от 23 сентября из-под действия ограничения вывели также судовое топливо, газойль (более дешевый вид дизеля) и средние дистилляты.

Ограничение смягчено, так как полный запрет на вывоз нефтепродуктов из России может стать смертельным для некоторых НПЗ, пояснил президент Российского топливного союза Евгений Аркуша. Но, по его мнению, это создает лазейки для серых экспортеров – например, возможность вывозить за границу дизтопливо под видом средних дистиллятов. На таможне проверяется паспорт товара, но не сам товар, поясняет Аркуша. Частичное снятие запрета на экспорт стало шагом назад, считает он.

Сорокин заявлял ранее, что блокирование серого экспорта горючего даст положительный эффект «очень быстро». Прекратится вывоз за рубеж достаточно ощутимого объема топлива, который недобросовестные участники рынка закупали на бирже или на нефтебазах и перепродавали за границу, пояснял замминистра энергетики логику правительства.

И рассматриваемая сегодня заградительная пошлина, и запрет на перепродажу перекупщиками топлива за рубеж направлены на пресечение спекуляций компаниями, которые пользуются конъюнктурой рынка, отмечает Андрианов. Но ограничения, по его мнению, должны касаться не только мелких игроков рынка вроде трейдеров и нефтебаз, но и вертикально-интегрированных нефтяных компаний (ВИНК). О том, что с ВИНК нужно «плотнее работать», также говорил Путин на совещании 27 сентября.

Компании и сами должны заботиться об обеспечении топливом внутреннего рынка, поэтому часть ограничений должна быть направлена на ВИНК – например, «Лукойл» и «Сургутнефтегаз», у которых высокая доля экспорта, говорит Андрианов. Одним из таких механизмов, по его мнению, может стать ограничение доли экспорта от общих объемов производства.

Более 80% производимых «Сургутнефтегазом» ГСМ отправляется на экспорт, «Лукойл» изначально выстроен под заграницу, а у «Газпром нефти» рентабельность НПЗ напрямую зависит от объемов экспорта нефтепродуктов, писал ранее в авторской колонке в «Ведомостях» доцент Финансового университета при правительстве Леонид Крутаков. По его данным, доля биржевых продаж бензина «Лукойлом» составляет 13,8% от общего производства, «Газпром нефти» – 13,3%, «Сургутнефтегаза» – 13,1%, у «Роснефти» – 23,5%. По дизтопливу она составляет 9,4, 9,2, 9,7 и 21,8% соответственно. Так что представители компаний, ориентированных на экспорт, отчаянно сопротивлялись и пугали Новака крайне негативными последствиями, отмечал Крутаков. Запрет вынудит их остановить в перспективе НПЗ – такова позиция «Лукойла». А гендиректор «Сургутнефтегаза» и вовсе заявил, что будет сорван северный завоз в районы Крайнего Севера.

«Ведомости» направили запросы в крупные ВИНК.

Что делать

Пока речи о затоваривании внутреннего рынка не идет, так как продолжается экспорт бензина и дизтоплива по межправсоглашениям, разрешен вывоз топлива, которое было принято «Транснефтью» и РЖД до вступления в силу ограничения, поясняет инвестиционный стратег УК «Арикапитал» Сергей Суверов. Андрианов добавляет, что отсутствие топлива на АЗС означает, что у компаний нет товарных запасов, а значит, и рисков затоваривания пока не наблюдается.

На фоне анонса жестких мер по борьбе с серым экспортом и введения ограничений котировки бензина и дизеля на СПбМТСБ действительно значительно снизились. Например, цена 92-го бензина упала с 18 по 25 сентября на 21,4% до 55 451 руб./т, стоимость Аи-95 – на 23% до 58 110 руб./т, а дизтоплива с 19 по 25 сентября – на 19% до 60 847 руб./т.

Но в течение последних двух торговых сессий котировки вновь шли вверх. Тонна Аи-92 за это время подорожала на 4% до 57 647 руб., Аи-95 – на 3,3% до 60 012 руб., а дизтоплива – на 3,1% и составила 62 742 руб. По словам Новака, коррекция цен на бирже – это «нормальная ситуация» и текущие уровни отражают реальную конъюнктуру рынка.

Коррекция оптовых цен после падения означает, что нефтекомпании, по-видимому, надеются на скорое изменение механизма ограничения экспорта, считает Андрианов. Но этого может и не произойти: для долгосрочного эффекта механизм должен работать несколько месяцев, поясняет он. В результате оптовые цены должны прекратить подъем, а розничные – вернуться к росту в пределах уровня инфляции, также должны быть созданы товарные запасы топлива, полагает эксперт.

Суверов считает, что ограничения могут продлиться 1–2 месяца. Партнер Kept Максим Малков добавляет, что запрет экспорта более двух месяцев несет серьезные риски для экономики НПЗ и баланса производства и потребления на рынке.

Повышение выплат по демпферу будет стимулировать НПЗ увеличивать поставки топлива на внутренний рынок, полагает Андрианов. Это позволит вернуть часть тех механизмов, которые были урезаны государством для экономии бюджетных средств, отмечает он. Также для этого власти могут увеличить норматив продаж нефтепродуктов на бирже еще больше – минимум до 30%, считает эксперт. При этом, по его мнению, по бензинам нужно установить норматив по отдельным его видам, чтобы у компаний не было соблазна закрыть весь объем поставок на внутренний рынок более дешевым и менее востребованным Аи-92.

В случае введения списка спецэкспортеров или заградительной пошлины мог появиться риск отрицательной экономики заводов, указывает Малков. Поэтому эффективной мерой могло бы стать лицензирование экспорта нефтепродуктов, которое позволит регулировать объемы топлива, отправляемые за границу.