Минфин предложил сократить льготы для нефтяников по НДД

Но это приведет к падению привлекательности разработки трудной нефти
Максим Стулов / Ведомости

Министерство финансов России хочет скорректировать параметры четырех групп месторождений, имеющих право платить налог на дополнительный доход (НДД). Сейчас механизм, по мнению министерства, неэффективен. Об этом говорится в Основных направлениях бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2024–2026 гг., опубликованных 28 сентября на сайте Минфина.

Режим НДД начал действовать в российской нефтяной отрасли в 2019 г. Если НДПИ привязан к объему добычи, то НДД – к финансовому результату, это 50% дохода компании от добычи на конкретном участке за вычетом расходов на добычу и логистику. Тем самым НДД должен стимулировать компании продолжать добычу нефти на выработанных месторождениях или инвестировать в разработку новых.

При переводе месторождения на НДД компании продолжают платить и НДПИ, но его размер снижается в среднем на 40%. В итоге компания выигрывает за счет снижения налоговой нагрузки.

Месторождения, которые входят в периметр режима НДД, разделены на пять групп по степени выработанности, «сложности» запасов нефти и местоположению.

Минфин отмечает в документе, что доля нефти, добыча которой облагается НДД (т. е. по льготным условиям), растет: если в 2019 г. показатель составлял 9% от общего объема добычи, то в 2022 г. достиг 46%. В результате растут и выпадающие доходы федерального бюджета. За время действия НДД объем выпадающих доходов увеличился в 3,5 раза и в 2022 г. составил 985 млрд руб.

Министерство оценивало эффективность групп НДД по доле месторождений, экономика которых лучше, чем у нельготируемых (эта доля не должна превышать 70%). Экономику месторождений Минфин оценивал по свободному денежному потоку (FCF). Средний по отрасли уровень за 2019–2022 гг. составлял 4200 руб. с 1 т добытой нефти.

Минфин пришел к выводу, что первая, вторая и четвертая группы НДД, а также третья группа в части критерия выработанности оказались неэффективными: экономика месторождений в этих группах более благоприятная, чем у месторождений, которые не входят в режим НДД. Средний FCF месторождений первой группы НДД составляет 6400 руб./т (рентабельность – 12,9%), второй – 7500 руб./т (21,5%), четвертой – 6300 руб./т (17,7%). А в третьей группе НДД по критерию местоположения, которая была признана эффективной, средний FCF составил 3200 руб./т, рентабельность – около 10%.

«Полученные результаты [анализа режима НДД] свидетельствуют о том, что экономика разработки участков недр в первой группе НДД является более благоприятной по сравнению с экономикой добычи нефти на участках недр, находящихся на общей системе налогообложения», – говорится в документе. Поэтому требуется обсудить с заинтересованными органами власти и отраслью корректировку параметров первой, а также других неэффективных групп НДД.

Минфин обсуждает корректировку НДД с Минэнерго, но сроков, когда могут быть внесены соответствующие изменения, пока нет, сказал «Ведомостям» замминистра финансов Алексей Сазанов в кулуарах Московского финансового форума 28 сентября.

Минэнерго выступало за расширение применения режима НДД. В конце марта министр энергетики Николай Шульгинов говорил, что в этом году министерство планирует проработать вопрос стимулирования добычи трудноизвлекаемых запасов (ТРИЗ) нефти за счет расширения применения НДД. Но в конце июня Сазанов заявил в интервью «РИА Новости», что Минфин готов рассмотреть налоговое стимулирование добычи ТРИЗ нефти и газа не раньше 2027 г.

«Ведомости» направили запрос в Минэнерго и нефтяные компании.

Доля ТРИЗ в общей добыче нефти в России увеличивается. В частности, в 2021 г. добыча трудноизвлекаемой нефти выросла на 3,75% по сравнению с 2020 г. до 166 млн т, что составило 31,7% от общей добычи.

Минфин после начала СВО на Украине в 2022 г. повысил налоговую нагрузку на нефтяную отрасль на фоне роста выпадающих доходов бюджета. С 2023 по 2025 г. был увеличен НДПИ на нефть – за три года в бюджет должно поступить около 630 млрд руб. Также с 1 сентября этого года в формулу расчета выплат по демпферу ввели понижающий коэффициент 0,5 (в рамках этого механизма НПЗ, продающие топливо российским потребителям, получают из бюджета компенсацию разницы между экспортной и внутренней ценой нефтепродуктов).

Кроме того, Минфин планирует дальнейшее сокращение максимального размера дисконта на российскую нефть Urals к эталонному сорту Brent при расчете налогов. В апреле 2023 г. максимальный дисконт составлял $34/барр., затем с июля и до конца года он должен был находиться на уровне в $25, но с 1 сентября его сократили до $20. К 2026 г. дисконт должен снизиться до $6/барр.

Сейчас Минфин рассчитывает величину налогов на продажу Urals исходя из уменьшенной на размер скидки рыночной цены эталонного сорта Brent. То есть если Brent стоит $75, то ведомство принимает цену Urals равной $50. Сокращение расчетного уровня дисконта позволит нарастить доходы бюджета от продажи нефти. Сазанов в феврале заявлял, что ограничение дисконта на Urals позволит не привлечь, а сохранить доходы бюджета в 660 млрд руб., которые были бы утеряны.

Что попадает в режим НДД

В первую и вторую группы НДД вошли в основном месторождения в Восточной Сибири и на Каспии, в третью – зрелые месторождения Западной Сибири, в четвертую – новые месторождения этого региона. Позднее в рамках «арктических преференций» появилась пятая группа.

Увеличение дефицита бюджета вынуждает Минфин искать дополнительные источники доходов и минимизировать льготы и субсидии, поясняет эксперт Института развития технологий ТЭК Кирилл Родионов. Это, по его словам, стало одной из причин снижения вдвое демпфера, а также объясняет инициативу Минфина внести изменение в параметры НДД. Но, продолжает эксперт, такая мера не решает стратегической проблемы усложнения налогообложения добычи нефти из-за «разрастания» льгот по НДПИ (например, в мае 2022 г. был принят закон, который позволил перевести на льготный НДПИ месторождения им. Корчагина «Лукойла». – «Ведомости») и пересмотра правил использования НДД.

Наиболее простым решением проблемы неэффективности НДД стало бы повышение ставки этого налога, считает аналитик ФГ «Финам» Сергей Кауфман. По его словам, сейчас речь идет о снижении прибыльности некоторых групп месторождений в периметре НДД, а не о том, чтобы сделать их разработку нерентабельной. Родионов отмечает, что нужно перейти к «счетной модели НДПИ», которая позволит отказаться от налоговых льгот и варьировать размер налога в зависимости от условий добычи и удаленности месторождений от транспортной инфраструктуры.

Доля ТРИЗ в добыче нефти в России будет только расти, поэтому поддержка их разработки будет иметь стратегическое значение для отрасли, поясняет эксперт «Яков и партнеры» Геннадий Масаков. Он прогнозирует рост доли ТРИЗ в добыче до 36% к 2030 г. и до 47% к 2050 г. «Но с дополнительным сокращением налоговых льгот привлекательность подобных проектов может упасть», – отмечает эксперт.