ОСК приостановила закупки оборудования для полусотни гражданских судов

Пришедшее из банка ВТБ руководство выясняет экономическую целесообразность контрактов
«ОСК»

Верфи Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) по поручению нового гендиректора Андрея Пучкова, перешедшего из банка ВТБ, приостановили закупки комплектующих для 50 строящихся гражданских судов. Это следует из письма первого заместителя гендиректора ОСК Андрея Бузинова руководителям заводов («Ведомости» ознакомились с документом). «Сообщаем о необходимости приостановки реализации проектов и списания на них затрат до получения особых указаний АО «ОСК» и подтверждения рентабельности и экономической целесообразности реализации проектов», – говорится в письме.

Источник «Ведомостей», близкий к одной из верфей ОСК, утверждает, что речь идет о прекращении оплаты за еще не поставленные материалы и комплектующие и запрете на заключение новых договоров. «Люди продолжают строить, работа ведется с теми материалами, что находятся на складах», – объяснил он.

Каких судов коснется указание

Поручение Пучкова касается 34 сухогрузов RSD59, заказанных Государственной транспортной лизинговой компанией (ГТЛК) на «Красном Сормово» в Нижнем Новгороде, четырех траулеров ST-192 (заказаны Русской рыбопромышленной компанией (РРПК) на «Адмиралтейских верфях» в Петербурге), двух научно-исследовательских судов, заказанных ФГБНУ «ВНИРО» на Невском ССЗ (Шлиссельбург), двух аварийно-спасательных судов MPSV06M, заказанных ФКУ «Дирекция госзаказчика программ развития морского транспорта» на калининградском «Янтаре». Оно также затрагивает строительство четырех контейнеровозов проекта 00108 на ЮЦСС, дизельного ледокола проекта 21900М2, заказанного «Росморпортом» на Выборгском судостроительном заводе, двух атомных ледоколов («Камчатки» и «Сахалина», которые еще не заложены) и атомного заправщика (все три судна заказаны входящим в «Росатом» ФГУП «Атомфлот» на петербургском Балтзаводе).

Представитель ОСК говорит, что значимая часть заказов перезапущена в работу, анализ отдельных контрактов продолжается. По решению Пучкова «и под его личным контролем» на ряде верфей идет оценка рентабельности заключенных контрактов, пояснил собеседник. «Выводы об экономической целесообразности ранее заключенных договоров будут сделаны по итогам финансового аудита. ОСК находится в контакте с заказчиками. Внутренняя работа не повлияет на сроки строительства», – уверяет представитель госкомпании.

Представитель Минпромторга подтверждает, что «никакой остановки строительства гражданских заказов на верфях ОСК нет и не планируется». ВТБ проводит внутренний аудит и сверку финансирования проектов, не находящихся в постройке, пояснил собеседник. «Речь не идет об остановке работ на уже строящихся судах. Меры, о которых говорится в письме ОСК, не влияют на сроки строительства ледокольного флота, идущего по утвержденному графику. Письмо – часть оперативной административной документации, сопутствующей внутреннему аудиту и настройке финансовых затрат», – отметил представитель ведомства.

Банк заплатит не за все

В августе правительство передало ОСК в доверительное управление ВТБ на пять лет.

Гендиректором корпорации стал зампред правления ВТБ Пучков, сменивший Алексея Рахманова, возглавлявшего ОСК с 2014 г. В 2022 г. ОСК, по словам Рахманова, получила 20 млрд руб. чистого убытка при выручке 350 млрд руб. После введения антироссийских санкций в 2022 г. верфи не смогли получить значительную часть законтрактованного в недружественных странах оборудования, что привело к замедлению работ и удорожанию судов.

Предправления ВТБ Андрей Костин, ставший председателем совета директоров ОСК, говорил о «финансовой дыре», обнаруженной в ходе аудита корпорации: часть убытков не находила отражения в финансовой отчетности. Он также отмечал, что банк будет инвестировать в модернизацию верфей и развитие ОСК, но не готов закрывать убытки предыдущих периодов. Для этого, по словам банкира, потребуется бюджетное дофинансирование.

Источник «Ведомостей», близкий к ОСК, говорит, что Рахманов не мог себе позволить такие действия, как приостановка работ. Он считает это шагом, призванным принудить заказчиков поднять цены контрактов. «Остановка строительства бьет как по заказчикам, так и по верфям. Неполучение авансов ведет к приостановке закупок комплектующих, затем к приостановке работ и выплаты зарплат», – отметил собеседник.

Гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров считает, что приостановка закупок под строящиеся заказы – логичный шаг и она не должна затянуться на длительный срок. «Новому руководству ОСК необходимо срочно навести порядок в закупках комплектующих и в отношениях с заказчиками. Возможно, заводам необходимо будет провести новые тендеры, чтобы выбрать оборудование по оптимальным ценам. Также не исключено, что корпорация потребует увеличения цен по убыточным заказам», – говорит эксперт.

Заказчики напоминают о сроках

Компании – заказчики судов в основном напоминают о значимости своих контрактов, которые должны быть исполнены. Так, представитель ГТЛК говорит, что в компании не получали официальных уведомлений от ОСК о приостановке строительства по заключенным контрактам. «ГТЛК будет требовать от поставщиков строгого соблюдения контрактов, в которых четко прописаны условия по срокам поставки, стоимости изделий и комплектации. Необходимость их изменения может быть обусловлена только обстоятельствами непреодолимой силы или решениями регулятора, что потребует корректировок инвестпроектов строительства за счет средств ФНБ», – подчеркнул собеседник. Он добавил, что в иных случаях компания оставляет за собой право применить штрафные санкции.

Представитель «Росатома» отметил, что у госкорпорации есть информация о внутреннем документе ОСК. «Но сроки строительства ледоколов установлены решением правительства и госконтрактами. Строительство пятого и шестого серийных ледоколов проекта 22220 и судна МСАТО (атомный заправщик. – «Ведомости») осуществляется в соответствии с распоряжением правительства № 3937-р. Им определены сроки сдачи: не позднее 2028, 2030 и 2029 гг. соответственно», – подчеркнул собеседник.

Бурмистров напоминает, что сроки значительной части контрактов ОСК не подлежат пересмотру, так как утверждены в госпрограммах. В этой ситуации новому руководству ОСК важно, проводя аудит, соблюсти сроки строительства судов.

Представитель «Росморпорта» сказал, что уведомление об остановке работ по созданию дизельного ледокола проекта 21900М2 не получено, он строится в плановом режиме. Строительство четырех БМРТ по программе инвестквот не останавливалось, компания продолжает «тесное взаимодействие» с «Адмиралтейскими верфями», отметил представитель РРПК.

Будут ли суды

Управляющий партнер юридической компании Enterprise Legal Solutions Юрий Федюкин говорит, что в договорах должны быть прописаны права, обязанности сторон и штрафные санкции за нарушение обязательств. «Нарушение сроков грозит штрафами, размер которых обычно определяется договором. Заказчик может в досудебном порядке потребовать вернуть средства за невыполненные работы и передать недостроенное судно либо вернуть всю сумму аванса и неустойку», – пояснил юрист.

В случае отказа завода [от досудебных договоренностей] заказчик может обратиться в суд. Когда исполнитель в одностороннем порядке отказывается от исполнения договора, шансы на то, что суд встанет на его сторону, минимальны, если возможность отказа не предусмотрена договором, добавил Федюкин.

Адвокат Константин Кирющенков из коллегии «Афонин, Князев и партнеры» говорит, что исполнение обязательств может быть прекращено по соглашению сторон. «Может возникнуть ситуация, когда по не зависящим от исполнителя причинам требуется повысить цену. Ситуация может служить поводом для приостановки работ и последующего расторжения договора по инициативе исполнителя», – сказал он. К рычагам воздействия заказчика на верфь юрист относит досудебные переговоры, заключение допсоглашений и право требовать в судебном порядке расторжения договора и взыскания убытков, неустоек и штрафов.