Бюджетные расходы на развитие магистральной инфраструктуры урежут

Сильнее всего в 2024–2026 годах снизят траты на порты и региональные аэропорты
Андрей Гордеев / Ведомости

Финансирование мероприятий комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры (КПМИ) снизится в 2024 г. почти на 12% по сравнению с плановыми расходами, зафиксированными в бюджете 2023–2025 гг., и составит 101,6 млрд руб. Это следует из проекта бюджета на ближайшую трехлетку. Законопроект о бюджете на 2024–2026 гг. был внесен в Госдуму в конце сентября и пока не рассматривался.

Больше остальных будут срезаны расходы на развитие морских портов: они упадут по сравнению с плановыми значениями предыдущего бюджета в четыре раза до 2,8 млрд руб. Расходы на развитие региональных аэропортов на 2024 г. также существенно снижены – на 21,9% до 27,4 млрд руб. На 3% до 15,7 млрд руб. урезаны бюджетные расходы на развитие железнодорожных подходов к морским портам Северо-Западного бассейна.

Мероприятия по самому крупному проекту в КПМИ – развитие Севморпути (СМП) – похудеют в 2024 г. на 5% до 50,1 млрд руб. В обзоре консалтинговой компании Sherpa Group отмечается, что относительно небольшое сокращение расходов на проекты СМП вызвано приоритетностью развития Арктической зоны на ближайшие годы.

Представитель Минфина сказал, что уменьшение расходов федерального бюджета на развитие морских портов обусловлено «перераспределением средств Росморречфлота между структурными элементами». За перечнем объектов, на которых оно отразится, собеседник рекомендовал обратиться в Росморречфлот. «Ведомости» направили запрос в агентство.

Вместе с тем из бюджета будут выделены дополнительные ассигнования в 2024 г. в 2 млрд руб. на развитие железнодорожной инфраструктуры Центрального транспортного узла. Эти деньги будут внесены взносом в уставный капитал РЖД. На этот же проект в 2025 г. будет внепланово направлено еще 4,5 млрд руб., что приведет к общему увеличению расходов на КПМИ на 4,4% по сравнению с действующим бюджетом 2023–2025 гг. При этом на развитие СМП в 2025 г. будет направлено 38,8 млрд руб., что на 6,5% меньше плана, зафиксированного в действующем законе о бюджете.

Продлено на 2024 г. мероприятие «Развитие железнодорожных подходов к морским портам Азово-Черноморского бассейна» (АЧБ), на него будет выделено 3,6 млрд руб. Изначально работы по нему должны были завершиться в 2023 г. В июле этого года заместитель гендиректора РЖД Сергей Макаров говорил, что финансирование проекта по развитию подходов к портам АЧБ за счет собственных средств компании в 2023 г. превысит 20 млрд руб.

Сейчас провозная способность железнодорожных подходов к портам АЧБ составляет 125 млн т в год. К 2025 г. она, по словам Макарова, должна достигнуть 131 млн т в год, к 2030 г. – 150 млн т. «Для того чтобы завершить оставшиеся по АЧБ мероприятия, в следующем году мы начнем работу на станциях Сальск, Ея и по второму этапу станции Максима Горького, где будет создана новая сортировочная система, которая увеличит транзит», – отмечал Макаров.

«Снижение расходов на региональную аэропортовую инфраструктуру в 2024 г. обусловлено в значительной степени возвратом ранее перераспределенных (для ускоренного ввода в эксплуатацию аэропортовой инфраструктуры) бюджетных ассигнований на развитие железнодорожных подходов к портам АЧБ», – пояснил представитель Минфина.

Ведущий эксперт УК «Финам менеджмент» Дмитрий Баранов полагает, что развитие подходов к портам АЧБ улучшит не только их транспортную доступность, но и доступность черноморских курортов и позволит ускорить перевозки в этом направлении. Он отметил, что финансирование проекта продлено на год из-за того, что запланированные на предыдущие годы работы не выполнены в полном объеме.

В Sherpa Group также полагают, что в предыдущие годы были освоены не все средства, предусмотренные на программу развития подходов к южным портам. «В частности, в первой половине 2023 г. уровень бюджетного исполнения у него был самым низким и составил всего 1,6%», – говорится в отчете компании.

В обзоре аналитики Sherpa Group обращают внимание, что в законопроекте о бюджете на 2024–2026 гг. отсутствует финансирование высокоскоростных железнодорожных магистралей (ВСМ). «Вероятно, это связано с тем, что пока нет решения, кто займется реализацией проекта «Москва – Санкт-Петербург». Ранее ожидалось, что он может быть запущен в формате концессии. Но на начало октября информация о том, на каком этапе находится подача частной концессионной инициативы, не появилась», – говорит представитель аналитической компании.

В целом расходы на КПМИ в ближайшие три года будут снижаться. По итогам 2023 г. бюджетное финансирование всех мероприятий КПМИ, согласно июльским данным Минфина, должно составить 162,2 млрд руб. В 2024 г. расходы бюджета на магистральную инфраструктуру снизятся до 101,6 млрд руб., в 2025 г. – до 43,3 млрд руб., следует из проекта бюджета. В 2026 г. финансирование из бюджета сократится до 42,3 млрд руб. Причем все эти средства пойдут на развитие Севморпути.

В пресс-службе ФГУП «Росморпорт» переадресовали вопросы «Ведомостей» в Минтранс. Представитель Росавиации также отметил, что функции главного распорядителя бюджетных средств и госзаказчика по расходам на строительство и реконструкцию «большинства объектов воздушного транспорта» переданы Минтрансу.

Представитель группы «Аэродинамика» (управляет аэропортом Сочи и закрытыми после начала СВО на Украине аэропортами Краснодара и Анапы) заявили, что секвестр бюджета по линии КПМИ их не затронул. В частности, на реконструкцию взлетно-посадочных полос аэропорта Сочи и реконструкцию аэропорта Пашковский (Краснодар) будет направлено из бюджета 10 млрд и 8,3 млрд руб соответственно. Они включены в госпрограмму «Строительство», средства будут выделены, по словам представителя «Аэродинамики», в период 2026–2028 гг. «Сочи обладает статусом единственного работающего международного хаба на юге России. Четырехкратный рост взлетно-посадочных операций требует повышенного внимания к качеству летного поля», – пояснил собеседник.

«Ведомости» также направили запросы в «Аэропорты регионов» и холдинг «Новапорт», в правительство, Минтранс, Минфин, в Новороссийский морской торговый порт (НМТП), группу «Дело» и РЖД.

Замгендиректора Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) Владимир Савчук говорит, что решение о переформатировании КПМИ принято еще полтора года назад. «По уже реализуемым проектам проще закончить финансирование, продлив КПМИ на несколько лет. По проектам, финансирование которых не начиналось, принято решение об их включении в национальные проекты», – пояснил эксперт. Он добавляет, что такие масштабные проекты, как ВСМ, Северный широтный ход (железная дорога от Северного Урала до Ямала) и БАМ-3 (третий этап расширения БАМа), вероятно, будут финансироваться не из КПМИ, а через специальные нацпроекты.