РФПИ создает российско-китайский фонд развития гражданского авиапрома на 100 млрд рублей

Пока совместные проекты КНР и России не приводили к успеху
Николай Хижняк / РИА Новости

Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ) совместно с китайскими партнерами, которых он не раскрывает, создает фонд развития гражданской авиационной промышленности на 100 млрд руб. Об этом 17 октября сообщила пресс-служба РФПИ. Новый фонд будет инвестировать в проекты и авиационные предприятия на территории двух стран. Капиталовложения будут вестись в рублях и юанях, говорится в релизе.

О проекте было объявлено на полях третьего международного форума «Один пояс, один путь», который проходит 17–18 октября в Пекине и в котором примут участие президент России Владимир Путин и председатель КНР Си Цзиньпин.

Новый фонд также будет инвестировать в действующие и перспективные проекты в аэрокосмической промышленности, цифровые и энергоэффективные технологии и «большие данные». «Вложения в проекты на территории России и Китая будут осуществляться в равном объеме», – говорится в релизе РФПИ.

В РФПИ отказались от дополнительных разъяснений. В Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) и «Вертолетах России» (обе компании входят в «Ростех») не комментируют создание нового фонда. В «Ростехе» не ответили на запрос.

Но собеседники «Ведомостей» на предприятиях авиапрома отмечают, что и текущие совместные проекты России и Китая в отрасли поставлены на паузу уже длительное время. «Да, у России есть совместные с Китаем проекты по созданию тяжелого вертолета (AHL) и широкофюзеляжного самолета CR929. Но представить, что в текущих геополитических условиях Китай будет инвестировать в российский авиапром, сложно», – говорит источник на одном из предприятий авиапрома. «Активные работы по CR929 не ведутся уже года два. Они прекратились еще до начала СВО на Украине. И проблема была не в отсутствии финансирования», – утверждает собеседник «Ведомостей» на другом предприятии, входящем в ОАК.

Об остановке работ над CR929 в конце 2022 г. говорил и вице-премьер, министр промышленности и торговли Денис Мантуров. Он связывал это с западными санкциями, но отмечал, что российские производители могут в будущем поставлять для самолета компоненты и агрегаты. Санкции могут заблокировать поставки этих самолетов в Россию, отмечал вице-премьер. В 2021–2022 гг. вице-премьер правительства по ОПК Юрий Борисов (сейчас – гендиректор «Роскосмоса») говорил, что Китай сокращал участие российских инженеров в проекте CR929 и это не устраивало российскую сторону.

А в июне 2023 г. издание The Air Current рассказывало, что Китай полностью исключил Россию из проекта CR929. На салоне в Ле-Бурже во Франции самолет на 280 пассажиров был представлен как полностью китайская разработка.

Самолет CR929 задумывался как конкурент широкофюзеляжным Boeing и Airbus. У Китая нет опыта производства таких лайнеров, Россия, пользуясь советскими наработками, в небольшом количестве производит самолеты такой размерности, но на коммерческих маршрутах они не используются.

У КНР уже есть опыт производства гражданских самолетов. Сегодня Китай производит линейку турбовинтовых самолетов Y-4/20, которые в основном представляют собой копии советских и американских гражданских и военно-транспортных воздушных судов. Компания Xian Aircraft Industrial Corporation (Сиань) производит турбовинтовой пассажирский самолет MA60 – это глубоко модернизированный советский Ан-24. Машина на 60 пассажиров эксплуатируется на региональных линиях до 1500 км, оснащается американскими двигателями Pratt & Whitney. В сегменте самолетов с турбореактивными двигателями Commercial Aircraft Corporation of China Ltd производит аналог российского ближнемагистрального SSJ100 – Advanced Regional Jet (ARJ21). Самолет вмещает от 70 до 115 пассажиров и летает на 2200–3700 км. С 2017 г. выпущено не менее 100 таких машин.

«Изначально китайские партнеры хотели получить компетенции в проектировании широкофюзеляжных воздушных судов. Предполагалось также, что российский авиапром создаст двигатель для нового лайнера. Но двигателя для него до сих пор нет ни у китайской, ни у российской стороны», – говорит собеседник «Ведомостей» на одном из предприятий авиапрома. «Ростех» 16 октября сообщил об успешном завершении испытаний газогенератора двигателя ПД-35, таким мотором по итогам разработки можно было бы оснащать CR929 (а также дальнемагистральные Ил-96-400М и Ан-124). Но серийный выпуск агрегата начнется не ранее 2028 г.

После начала СВО и введения санкций против российской авиаотрасли российские перевозчики лишились возможности покупать и получать в лизинг самолеты Boeing, Airbus и Embraer, которые сегодня составляют основу мирового парка. Также исчезла возможность выпускать SSJ100, который на 80% состоял из иностранных комплектующих.

Российский авиапром сегодня разрабатывает импортозамещенный SSJ100 (первые две машины должен получить «Аэрофлот» в конце 2023 г.), среднемагистральный МС-21 (первые поставки запланированы на конец 2024 г.), региональный турбовинтовой Ил-114-300 (эксплуатация не ранее 2025 г.). В 2022 г. в «Ростехе» заявляли, что поставят «Аэрофлоту» 339 российских самолетов до 2030 г. В июне 2022 г. опубликована программа развития авиатранспортной отрасли до 2030 г., в которой говорится, что в 2022–2030 гг. правительство выделит из федерального бюджета на развитие отрасли 370,4 млрд руб.

Гендиректор Friendly Avia Support Александр Ланецкий отмечает, что, несмотря на сложное положение авиапрома, в России есть разработки, которые могут быть интересны Китаю. «В первую очередь это двигателестроение. В Китае сегодня не могут создавать собственные двигатели, перед промышленностью стоит задача создания или освоения таких технологий. Инвестиции в российские разработки могут помочь ее решить. Особый интерес могут также вызывать военные разработки, о которых публично никто говорить не будет», – считает он.

Главный эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Федор Борисов называет три перспективных направления для сотрудничества с Китаем: финансирование разработок в сфере воздушного транспорта, создание проектов с использованием технологий – российских в Китае и наоборот, поставка готовой продукции Китая (самолетов, вертолетов и двигателей) на российский рынок и продукции России на рынок КНР.