В Госдуме поддержали частичную либерализацию геологоразведки

Продажа разведочных лицензий должна привлечь в сектор юниорные компании
t.me/rusgeology

Комитет Госдумы по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды одобрил разработанные Минприроды поправки в закон «О недрах», которые призваны стимулировать геологоразведку в России. Об этом сообщили 17 октября пресс-службы комитета и министерства.

Законопроект был внесен правительством в нижнюю палату парламента 6 июля 2023 г. Минприроды рассчитывает на его принятие в осеннюю сессию, уточнил «Ведомостям» представитель министерства. Проект предусматривает возможность продажи геологоразведочных лицензий. Сейчас это возможно только через продажу компании, владеющей этой лицензией.

Председатель профильного комитета Госдумы Дмитрий Кобылкин пояснил журналистам, что из-за действующих норм недропользователи вынуждены приобретать «сотни мелких юридических лиц», на которые оформлены лицензии, что «сопряжено с дополнительными издержками и репутационными рисками» (его слова передала пресс-служба думского комитета).

Кобылкин отметил, что для исключения спекулятивного характера продажи в документе предусмотрены условия покупки лицензий. В частности, претендентом на переоформление может стать только недропользователь, у которого в течение двух лет до продажи лицензии отсутствовали либо были устранены нарушения. Другим условием продажи лицензии является одновременная передача инвестору утвержденной документации на геологоразведку и имеющейся по участку недр геологической информации, пояснил замминистра природных ресурсов и экологии России Дмитрий Тетенькин.

Поправки не будут распространяться на участки недр федерального значения, отмечается в пояснительной записке к законопроекту. Это участки с извлекаемыми запасами нефти от 70 млн т, газа от 50 млрд куб. м, золота от 50 т, меди от 500 000 т или с запасами определенных видов сырья – урана, алмазов, лития, бериллия и т. д.

Второе нововведение, которое предусматривает законопроект, – допуск частных инвестиций в региональный этап геологоразведки (традиционно проводится и финансируется государством). Сейчас этим занимаются подведомственные институты Роснедр – Всероссийский научно-исследовательский геологический нефтяной институт и Всероссийский научно-исследовательский геологический институт им. А. П. Карпинского.

Министр природных ресурсов и экологии Александр Козлов пояснил, что к региональному этапу предполагается допустить только российские компании с опытом геологоразведки не менее пяти лет, у которых нет нарушений в течение двух последних лет. При этом государство продолжит контролировать региональные работы: для этого будет принят порядок, регламентирующий проведение этого этапа геологоразведки.

«Мы рассчитываем, что с приходом частных инвесторов в ранние этапы геологоразведки кратно вырастет число открываемых месторождений. Если сегодня в год мы получаем около 40 объектов, то в будущем их будет около ста», – отметил Козлов (его цитирует пресс-служба Минприроды). По оценке Минприроды, принятие поправок также позволит увеличить темпы прироста региональной изученности территории России более чем вдвое – с ежегодных 0,7 до 1,5%.

Кобылкин пояснил, что комитет рекомендовал законопроект к рассмотрению Госдумой в первом чтении с условием предоставления ко второму чтению проектов подзаконных актов, в которых будет прописан механизм купли-продажи лицензий и обозначены виды нарушений, из-за которых компании не будут допускаться к этому процессу.

В октябре 2021 г. правительство утвердило федеральный проект «Геология: возрождение легенды», рассчитанный до 2030 г. Он предусматривает достижение к 2030 г. уровня воспроизводства запасов нефти, газа, золота, серебра, свинца, цинка и сурьмы в 150% от добычи, а марганца, урана, хрома и титана – в 100%. Кроме того, к 2030 г. должно быть открыто более 400 перспективных площадей для лицензирования твердых полезных ископаемых и углеводородов.

По данным Роснедр, в 2022 г. финансирование геологоразведки углеводородного сырья выросло на 0,6% до 327,8 млрд руб. Из общей суммы на бюджетное финансирование пришлось 12,8 млрд руб. (+16% к 2021 г.). Финансирование работ по разведке твердых полезных ископаемых увеличилось на 11% до 69,5 млрд руб., бюджетное финансирование составило 6,8 млрд руб. (+52%). Финансирование работ по региональному геологическому изучению недр в 2022 г. составило 5,4 млрд руб.

Управляющий директор рейтинговой службы НРА Сергей Гришунин напоминает, что в России фактически отсутствует рынок юниорных геологоразведочных компаний. В западных странах, по словам аналитика, привлечение небольших юниоров к геологоразведке широко распространено: они берутся за разведку участков любой сложности и в случае успешных работ могут выгодно продать лицензию.

В России после открытия месторождения недропользователь должен переоформить лицензию на пользование участком, подтвердить запасы и подготовить проект разработки месторождения, напоминает Гришунин. Небольшим компаниям, не имеющим средств на полноценную разработку, по его словам, приходится сдавать лицензии и возвращать участки в нераспределенный фонд недр, поэтому у них нет стимулов для активных геологоразведочных работ.

Ведущий эксперт УК «Финам менеджмент» Дмитрий Баранов считает, что продажа геологоразведочных лицензий может заинтересовать и более крупных недропользователей, для которых она может стать способом диверсификации бизнеса.

По мнению Гришунина, наиболее перспективно применение инициатив Минприроды при поиске золота, платиноидов, редких и редкоземельных металлов. Баранов также считает, что поправки позволят расширить разведку редких и редкоземельных металлов. По его мнению, они также позволят разведать участки, на которые сейчас нет спроса из-за низкой рентабельности их разработки. В нефтегазовой сфере инструмент будет менее популярен в связи с высокой стоимостью оборудования, добавляет Гришунин.

Возможные риски заключаются в квалификации небольших геологоразведочных компаний, предупреждает Баранов. По мнению Гришунина, существует также опасность перепродажи лицензий с некорректными характеристиками открытых месторождений, что может привести к ущербу для государства. Важны контроль со стороны властей и тщательный анализ результатов геологоразведки, тогда инициативы Минприроды могут оживить сферу геологоразведки, заключает он.