Игорь Сечин назвал прямые инвестиции в ТЭК новой вехой в отношениях с Китаем

В ближайшие годы РФ может стать вторым по величине торговым партнером КНР
Евгений Разумный / Ведомости

Прямые инвестиции в энергетику и смежные отрасли экономики могут стать новым этапом экономического сотрудничества России и Китая. Об этом 18 октября в ходе выступления на V Российско-китайском энергетическом бизнес-форуме в Пекине заявил главный исполнительный директор «Роснефти» Игорь Сечин.

В ходе форума Сечин представил доклад, в котором изложил свое видение текущего состояния и перспектив развития российско-китайского сотрудничества. Он, в частности, обратил внимание на то, что Россия в 2023 г. вышла на четвертое место среди основных внешнеторговых партнеров Китая. А в ближайшие годы, по его словам, может занять второе место после США, оставив позади Японию и Южную Корею.

Сечин добавил, что за последнюю пятилетку суммарный товарооборот России и КНР вырос до $660 млрд. При этом страны оперативно перешли на расчеты в национальных валютах – сейчас их доля в российско-китайских расчетах составляет 90%, подчеркнул он. «То, что Запад сейчас фактически выталкивает и Россию, и Китай из долларовой зоны, будет играть в дедолларизации не последнюю роль», – отметил глава «Роснефти».

Перспективы энергосотрудничества

Важнейшим направлением сотрудничества между Россией и КНР является энергетика, напомнил Сечин. По итогам восьми месяцев 2023 г. Россия стала главным поставщиком нефти в Китай, опередив Саудовскую Аравию, отметил он. В этом году в КНР, по его словам, уже поставлено более 75 млн т российской нефти, что на 25% больше, чем в 2022 г.

При этом он обратил внимание на безопасность поставок российской нефти в КНР. Трубопровод «Восточная Сибирь – Тихий океан» (ВСТО) гораздо более надежный канал транспортировки по сравнению с танкерными перевозками через Ормузский пролив и Суэцкий канал ввиду растущей геополитической нестабильности, подчеркнул Сечин.

Экспорт российского газа в Китай в 2023 г., по оценке главы «Роснефти», обновит исторический максимум и превысит 30 млрд куб. м. Он напомнил, что обсуждаются новые возможности по транспортировке газа в Китай, в том числе через Монголию (проект экспортного трубопровода «Сила Сибири–2». – «Ведомости»).

На фоне «ренессанса атомной энергетики» в мире перспективным направлением сотрудничества, по мнению Сечина, также может быть совместная работа по сооружению АЭС в третьих странах.

«Новой вехой сотрудничества наших стран могут стать прямые инвестиции в энергетику и смежные отрасли экономики как привилегия для наших китайских партнеров, для которых в текущих условиях открываются новые возможности», – отметил главный исполнительный директор «Роснефти».

Доцент Финансового университета при правительстве РФ, эксперт аналитического центра «ИнфоТЭК» Валерий Андрианов отмечает, что Китай сегодня остается драйвером роста глобального спроса на углеводородное сырье. При этом Россия в 2023 г., по словам старшего аналитика «БКС мир инвестиций» Рональда Смита, вероятнее всего, «установит исторические рекорды» по экспорту нефти и газа в Китай. После попытки Евросоюза отказаться от поставок нефти из РФ значение Китая как крупного импортера российского сырья выросло, напоминает он. Рост экспорта газа обусловлен увеличением поставок по трубопроводу «Сила Сибири», которые должны увеличиться с 15,5 млрд куб. м в прошлом году примерно до 22 млрд куб. м в этом, поясняет Смит. Еще порядка 8 млрд куб. м в 2023 г. будет поставлено в КНР в виде сжиженного природного газа (СПГ).

Проект «Восток ойл» и Севморпуть

Говоря о развитии энергетического сотрудничества, прямых инвестициях в энергетику и энергобезопасности, Сечин напомнил, что Россия – одна из немногих стран, приоритетом для которой являются инвестиции в новые энергетические проекты. Отдельно он обратил внимание на проект «Восток ойл», который реализует компания.

Глава «Роснефти» отметил, что в условиях сокращения мировых инвестиций в разведку и добычу этот крупнейший в мире новый проект с ресурсной базой 6,5 млрд т нефти способен оказать стабилизирующее воздействие на глобальный рынок углеводородов.

По его словам, благодаря таким инвестиционным проектам активно развивается Северный морской путь. Инфраструктурные проекты в рамках Евразийского экономического союза и инициативы «Один пояс, один путь» в связке с Севморпутем способны создать принципиально новую транспортную конфигурацию Евразии, напомнил Сечин слова президента РФ Владимира Путина.

Андрианов отмечает, что КНР продолжит наращивать потребление нефти и газа. При этом темпы увеличения поставок в Китай, по его словам, будут зависеть от развития транспортной инфраструктуры. Увеличение товарооборота по другим категориям продукции действительно позволит России стать вторым торговым партнером Китая после США, продолжает Андрианов.

На фоне ухода из России компаний из недружественных государств у китайских компаний появляются возможности для вхождения в энергетические проекты, говорит Андрианов. Речь может идти как о проектах по добыче углеводородов, так и по развитию нефтегазового машиностроения и созданию энергетических технологий. Также актуальным может быть взаимодействие в области возобновляемой энергетики, электромобилей и водородных технологий.

По мнению Смита, Китай может быть заинтересован в инвестициях в различные энергопроекты в России, но в первую очередь – в «Восток ойл» и СПГ-проекты «Роснефти», включая проект «Восток газ», который может быть реализован в периметре «Восток ойла». По мнению Андрианова, Китай должен стать одним из главных бенефициаров проекта «Восток ойл». Он поясняет, что добываемое в рамках проекта сырье может транспортироваться по Севморпути как в западном, так и восточном направлении, но именно экспорт на восток наиболее эффективен. При этом проект находится в высокой степени готовности, обеспечен финансированием и технологиями, добавляет эксперт.

«Проект «Восток ойл» привлекает большое внимание зарубежных инвесторов. Возможность участия в нем именно китайских инвесторов будет зависеть от тех условий, которые они смогут предложить», – отмечает Андрианов. По его мнению, речь могла бы идти о гарантированных объемах закупки сырья по привлекательным ценам.

Начало большого пути

В ходе выступления Сечин отметил, что российско-китайские отношения носят характер «всеобъемлющего стратегического партнерства», при этом они строятся на принципах доверия, уважения и взаимного учета интересов. По его словам, Россия и далее нацелена на укрепление и углубление сотрудничества с КНР по всей цепочке создания добавленной стоимости в энергетике и смежных областях, «включая технологии, поставки оборудования и финансирование проектов». «Потенциал нашего сотрудничества огромен, и мы находимся только в начале пути его реализации», – констатировал Сечин.

Завершил свое выступление он фразой китайского писателя Лу Синя: «Сами по себе дороги не появляются, а люди пройдут и протопчут».