Минэк раскритиковал идею приоритета российских товаров на маркетплейсах

В первую очередь покупателям нужен товар, подходящий под их запросы, считает ведомство
Максим Стулов / Ведомости

Минэкономразвития России считает нереализуемым предложение о приоритетном размещении товаров отечественного происхождения на маркетплейсах, следует из отзыва министерства на законопроект о «российской полке». Ведомство направило отзыв в Минпромторг, указано в документе. Представитель Минпромторга подтвердил «Ведомостям» его получение.

Законопроект о российской полке, т. е. о приоритетном размещении российских непродовольственных товаров, обсуждается как минимум с весны 2023 г. Как писали «Известия» в мае, его разработали «депутаты Госдумы при поддержке Минпромторга» – и на тот момент его действие распространялось только на офлайн-ритейлеров. В октябре 2023 г. газета сообщила о новой версии законопроекта, в которой эти же требования распространили и на онлайн-платформы, обязав их размещать в поисковой выдаче сначала 50 карточек с товарами российского происхождения, а уже после них все остальные.

Законопроект разработала «Единая Россия», сообщалось на официальном сайте партии в марте 2023 г. без указания авторов. В публикации приводились аргументы замруководителя фракции «Единой России» в Госдуме Сергея Морозова, первого зампреда комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Татьяны Буцкой и секретаря генсовета «Единой России» Андрея Турчака, выступавших за рассмотрение законопроекта.

В своем отзыве Минэк отмечает, что считает «неясным механизм реализации соответствующего положения», так как придется перестраивать алгоритмы, чтобы потребитель продолжал получать предложения о товарах, основанные на его предпочтениях. «Запрос формируется покупателем по заданным им критериям, в том числе посредством указания на конкретный товар, – указывает ведомство. – В этой связи безусловное первоочередное размещение предложений о заключении договора купли-продажи товаров российского происхождения может быть не обеспечено по техническим (объективным) причинам».

Сходную позицию высказал «Ведомостям» Артем Соколов, президент Ассоциации компаний интернет-торговли, в которую входят крупнейшие маркетплейсы Ozon, Wildberries, «Яндекс.Маркет». Маркетплейсам, по его словам, придется перестраивать рекомендательные алгоритмы с учетом приоритизации каких-то определенных товаров, что также приведет к издержкам.

Представитель Минэкономразвития отказался от комментариев. 

По словам представителя Минпромторга, технически проблема, на которую указывает Минэк, решаема. «Маркетплейс предусматривает необходимое количество первых карточек поисковой выдачи под российские товары. В остальном продолжают работать все прочие алгоритмы, ценовые фильтры и проч.», – предложил он возможный вариант реализации задачи. Минпромторг проводит совместную работу с федеральными органами власти, в том числе с Минэком, «по выработке общей позиции по законопроекту», добавил собеседник.

«Концептуально законопроект в текущих экономических условиях заслуживает поддержки», – считают в Минпромторге, добавляя, что есть ряд замечаний. «Окончательная позиция будет сформирована по итогам проработки всех поступивших позиций на законопроект», – резюмировал представитель министерства.

«Мы поддерживаем инициативу продвижения отечественных товаров», – заявил «Ведомостям» представитель Wildberries. Но эта поддержка на платформах может подразумевать различные варианты, считает он: «Например, выделение товаров отечественного производителя через внедрение специального фильтра или через определенные тематические подборки «Сделано в России».

Такие подборки уже есть на платформе «Яндекс.Маркета», сообщил «Ведомостям» представитель маркетплейса. Но рекомендательные алгоритмы платформы выдают пользователям «наиболее релевантные для них товары» и чаще всего при покупке товаров пользователи ориентируются на цену, скорость доставки и количество отзывов, продолжил он. «Изменение поисковой выдачи может привести к ухудшению пользовательского опыта, значительному снижению количества покупок и конкуренции среди продавцов», – опасается представитель «Яндекс.Маркета».

По словам источника «Ведомостей» в одном из крупных маркетплейсов, платформы беспокоит риск того, что, если их обяжут показывать пользователям 50 товаров, которые будут им заведомо менее интересны, они будут покидать маркетплейс и его доходы будут снижаться. 

Сколько покупают в онлайне

По данным аналитиков Data Insight, в 2022 г. объем рынка розничной интернет-торговли в России вырос на 38% до 5,7 трлн руб., достигнув 2,8 млрд заказов. На универсальные маркетплейсы с оборотом свыше 30 млрд руб. в год пришлось 2,7 трлн руб. «На декабрь 2022 г. это Wildberries, Ozon, «Яндекс.Маркет», «AliExpress Россия» и «Сбермегамаркет», – указано в исследовании Data Insight.
В июне 2022 г. совокупная доля двух крупнейших российских маркетплейсов – Wildberries и Ozon – впервые в истории превысила 2/3 от всех онлайн-заказов и составила 69%. В ноябре того же года была достигнута максимальная доля Wildberries и Ozon за год – 75%. Из отчетности Ozon за первое полугодие 2023 г. следует, что его выручка составила 187,4 млрд руб., а чистый убыток уменьшился на 91% до 2,4 млрд руб. Wildberries показатели выручки не раскрывает.

«Остается приоритетным соблюдение баланса интересов всех сторон платформенного бизнеса. Так, при введении механизмов поддержки инициативы важно сохранить возможность самостоятельного выбора за потребителем. И одновременно не допустить ухудшения операционных показателей российских продавцов, которые могут продавать не только отечественные товары», – отметил представитель Wildberries.

Представители Ozon и Lamoda отказались от комментариев.

Основная проблема законопроекта о российской полке в том, что однозначно причислить какие-то товары к российским или зарубежным проблематично, отмечает гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. В качестве примера он привел ситуации, когда товары производятся из большого числа иностранных комплектующих, а российская марка клеится уже на финальной стадии производства. «Сам по себе вопрос происхождения товара в законопроекте поставлен некорректно», – считает эксперт.

В принятии этого законопроекта Бурмистров видит серьезные риски. «Мы понимаем, что в случае какой-то дискриминации товаров зарубежного производства мы увидим большое количество псевдороссийских товаров – когда товар будет поставляться из Китая, но к нему будет клеиться российский лейбл», – отметил Бурмистров. Такая ситуация приведет к искаженной картине поставщиков на рынке и «огромному объему недобросовестной конкуренции», резюмировал эксперт.

«Мы считаем инициативу по продвижению российских товаров правильной и своевременной, но механизм реализации для онлайн-торговли предложен неверный. Нужно дать возможность участникам рынка самим выбирать оптимальные способы продвижения, не разрушая маркетинговые и рекламные модели бизнеса», – заявил «Ведомостям» Соколов. По его словам, такими способами могут стать возможность фильтрации товаров по их происхождению, создание специальных разделов на сайтах, включая отдельные шоурумы, и другие современные инструменты отрасли. «При реализации законопроекта в нынешнем его виде пострадают прежде всего предприниматели, малый и средний бизнес, это неизбежно спровоцирует падение продаж на площадках у российских продавцов, имеющих смешанный ассортимент», – уверен Соколов.