Высокий спрос на углеводороды сохранится вплоть до 2050 года

Цены на нефть и газ будут оставаться высокими, отмечают эксперты
Андрей Титов / Бизнес Online / ТАСС

Международное энергетическое агентство (МЭА) ожидает достижения к 2030 г. пика потребления трех основных видов ископаемого топлива в мире – нефти, газа и угля. Об этом говорится в ежегодном обзоре организации World Energy Outlook 2023 (WEO-2023).

Достижение максимальных объемов потребления в эти сроки предусматривают все три рассматриваемых агентством сценария, в том числе так называемый сценарий заявленной политики (Stated Policies Scenario), учитывающий только уже реализуемые меры в энергетике, промышленности и климатической политике. Два других сценария – Announced Pledges Scenario (сценарий объявленных обязательств) и Net Zero Emissions by 2050 Scenario (сценарий нулевых выбросов парниковых газов к 2050 г.) предполагают более активную реализацию зеленой повестки в мире.

Аналитики МЭА впервые прогнозируют, что пик потребления всех трех видов ископаемого топлива ожидается до 2030 г. Ранее агентство намечало его на разные годы, в том числе и после 2030 г. Также агентство изменило в сторону снижения свои прогнозы по спросу на ископаемое топливо в сравнении с прошлогодним обзором WEO-2022. В МЭА объясняют это изменением политики правительств многих стран мира, пересмотром экономических прогнозов в сторону понижения и продолжающимися последствиями глобального энергетического кризиса 2022 г.

МЭА даже допускает, что пик потребления угля может быть достигнут в текущем году и составит 5,8 млрд т (рассмотрен сценарий Stated Policies Scenario). К 2030 г. спрос на уголь тогда снизится на 14% до 5 млрд т, а к 2050 г. – уже на 40% до 3,5 млрд т.

Пик спроса на газ, по прогнозам МЭА, может быть достигнут в 2028–2030 гг. и составит 4,3 трлн куб. м против 4,16 трлн куб. м в 2022 г. Уже сейчас, по оценкам МЭА, наблюдается достижение пика спроса на газ для электростанций и отопления помещений. К 2050 г. спрос на газ снизится до 4,17 трлн куб. м, прогнозируют в МЭА.

Золотой век газа (термин, впервые использованный МЭА в 2011 г. – «Ведомости») близится к концу, уверяют эксперты агентства. С 2011 г. мировое потребление газа росло в среднем почти на 2% в год. Но начиная с 2023 г. рост замедлится до 0,4% в год, и такой темп сохранится вплоть до 2030 г.

Президент России Владимир Путин в августе заявлял, что альтернативы углеводородному топливу в мире в обозримой перспективе нет, поэтому энергопереход должен быть постепенным, сбалансированным и «тщательно выверенным». В октябре на форуме «Российская энергетическая неделя» он обратил внимание, что спрос на газ до 2050 г. вырастет во всех регионах мира, кроме Северной Америки и Европы.

Спрос на нефть достигнет пика к 2028–2030 гг., говорится в обзоре МЭА. Максимальный уровень потребления составит 101,5 млн барр./сутки (в 2022 г. спрос оценивался в 96,5 млн барр./сутки). Дальнейшее снижение спроса будет медленным и продлится вплоть до 2050 г. – за 20 лет мировое потребление сократится лишь на 4% до 97,4 млн барр./сутки, отмечает МЭА. При этом в развивающихся странах, где наблюдается рост населения и числа автомобилей, спрос на нефть продолжит расти вплоть до 2050 г., говорится в обзоре.

В прошлогоднем обзоре МЭА прогнозировало достижение пика спроса на нефть лишь в середине 2030-х гг. Спрос на газ, согласно прошлогоднему прогнозу, также должен был выйти на плато в конце 2020-х гг.

Но достижение пикового спроса на ископаемое топливо не будет означать конец инвестиций в проекты по его использованию, обращают внимание эксперты. По оценке МЭА, инвестиции в нефтяные и газовые проекты сейчас вдвое выше, чем предполагает к 2030 г. сценарий Net Zero Emissions by 2050. Это означает, что спрос на ископаемое топливо останется на высоком уровне, который не позволит достичь цели по ограничению глобального потепления на 1,5 °C к 2050 г.

Доля ископаемых видов топлива для производства энергии, по оценке МЭА, снизится с 66% в 2022 г. до 55% к 2050 г., т. е. на нефть, газ и уголь все равно будет приходиться более половины всего объема выпуска. Доля нефти снизится с 38 до 33%, газа – с 16 до 15%, угля – с 12 до 8%.

Инвестиции в энергетику в мире в 2023 г., по оценке МЭА, достигнут $2,8 трлн (+8% к 2022 г.). Из этой суммы вложения в энергетику с низким уровнем выбросов парниковых газов (ВИЭ и АЭС) составят $1,8 трлн, в проекты по использованию ископаемых видов топлива – $1 трлн. В 2022 г. инвестиции составили $2,6 трлн, в том числе в проекты по использованию ископаемых видов топлива был инвестирован $1 трлн (в нефтяные – $493 млрд, газовые – $239 млрд, угольные – $179 млрд). Инвестиции в нефтегазовые проекты, несмотря на некоторый рост к уровню 2021 г., остаются ниже допандемийного 2019 года, говорится в обзоре.

К 2030 г. общие инвестиции вырастут до $3,2 трлн, но инвестиции в проекты по использованию ископаемых видов топлива при этом снизятся на 10% до $900 млн.

Опрошенные «Ведомостями» эксперты считают прогнозы МЭА пессимистичными с точки зрения роста спроса на нефть и газ.

Аналитик ФГ «Финам» Александр Потавин напоминает, что МЭА (основано ОЭСР, в которую входят развитые страны, чаще являющиеся нетто-импортерами ископаемого топлива. – «Ведомости») традиционно выдает более консервативные прогнозы, чем, например, ОПЕК (Организация стран – экспортеров нефти), которая более оптимистично смотрит на перспективы нефти. По прогнозу ОПЕК, нефть сохранит лидерство в мировом энергобалансе до 2045 г., отмечал в октябре в колонке для «Ведомостей» генеральный секретарь организации Хайсам аль-Гайс. Он указывал, что для удовлетворения растущего спроса и обеспечения энергобезопасности только одной нефтяной отрасли до 2045 г. потребуются совокупные вложения в объеме около $14 трлн. «Уровни инвестиций в последние годы были значительно ниже требуемых», – отмечал аль-Гайс.

При этом в ФГ «Финам» признают, что долгосрочный тренд на сокращение ископаемых источников энергии в мире есть, а пик спроса на них ожидают в 2028–2032 гг. Ведущий аналитик «Открытие инвестиций» Андрей Кочетков считает «избыточно консервативными» оценки МЭА по спросу на газ. По его мнению, газ «будет еще долго» востребован в электроэнергетике.

Старший аналитик «БКС мир инвестиций» Рональд Смит предположил, что прогнозы МЭА, скорее всего, учитывают «смелые предположения» о достижимости массового перехода стран с развитой экономикой на ВИЭ. Но даже если пик спроса на углеводороды действительно будет достигнут к 2030 г., снижение спроса на них в последующие годы будет идти медленнее, чем прогнозирует МЭА, уверен эксперт.

«В ближайшие годы потребление углеводородов в мире будет увеличиваться. Причем основным драйвером роста спроса станут страны Азии, не входящие в ОЭСР, во главе с Китаем и Индией», – заключает Потавин.

Кочетков считает, что говорить о достижении пика спроса на уголь в ближайшие годы преждевременно. Он напоминает, что даже некоторые страны Европы вынуждены были частично вернуть угольную энергетику из-за высоких цен на газ. А в таких регионах, как Африка, Латинская Америка и Азия, пик роста потребления угля может наступить минимум через 10–15 лет, прогнозирует эксперт.

Смит добавляет, что сейчас правительства ряда стран активно препятствуют инвестициям в добычу углеводородов. В результате цены на нефть и газ в ближайшие 10 лет, по его мнению, будут оставаться относительно высокими.