Маркетплейсы нашли «родовую травму» в идее «Почты России» об оборотном платеже

Участники рынка считают, что сравнивать e-commerce с телекомом некорректно
Максим Стулов / Ведомости

У предложения «Почты России» взимать с маркетплейсов платеж с оборота за использование региональной инфраструктуры оператора изначально имеется «родовая травма» – в части сравнения этого платежа с проектами по устранению цифрового неравенства. Это отмечается в заявлении Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), в которую входят крупнейшие маркетплейсы – Ozon, Wildberries, «Яндекс маркет» и др., а также сама «Почта России». «Термин «цифровое неравенство», которое в своей статье обозначил руководитель «Почты России» [гендиректор госкомпании Михаил Волков], пытаются применить к товарному обеспечению», – приводит в своем заявлении АКИТ позицию президента ассоциации Артема Соколова.

Заявление АКИТ последовало после вышедшего 26 октября интервью Волкова «Ведомостям». В нем топ-менеджер сравнил идею перечисления платежей с маркетплейсов в пользу «Почты» с платой операторов связи в пользу «Ростелекома» на его проекты по устранению цифрового неравенства. «Ростелеком» развивает инфраструктуру связи в регионах, телекомкомпании платят за это 1,2% с годового оборота и могут использовать эту инфраструктуру для оказания услуг клиентам.

«Почта России» с весны 2023 г. обсуждает с органами власти схему, при которой маркетплейсы получат право использовать ее инфраструктуру, перечисляя за это почтовому оператору ежегодный инфраструктурный платеж в 0,5% с оборота компаний с выручкой более 1 млрд руб. в год. Совокупно эти платежи должны составить порядка 30 млрд руб. в год.

Представитель «Почты России» отказался от комментариев относительно заявления АКИТ.

«В международной и российской практике есть примеры инфраструктурных платежей. Например, телекомоператоры ежегодно перечисляют 1,2% от выручки в фонд «Ростелекома», из которого финансируется программа устранения цифрового неравенства на селе, и это абсолютно правильно и логично. Введение этого платежа в свое время не вызвало какой-то бурной реакции: операторы поняли, что если сейчас их всех обяжут поддерживать инфраструктуру для устранения цифрового неравенства, то для них это будет дорого и невыгодно», – говорил «Ведомостям» Волков. Он подчеркивал, что считает совместное использование инфраструктуры «нормальным социальным подходом бизнеса к решению таких важных задач и естественным входом в развитие любого рынка».

«Введение инфраструктурного платежа для обеспечения равного доступа всех жителей к услугам электронной коммерции – это логическое продолжение программы устранения цифрового неравенства. Если людям провели интернет, то хотелось бы, чтобы они им могли воспользоваться», – резюмировал Волков.

«Цифровое неравенство касается доступа к услугам связи и интернета, а товарное обеспечение находится в компетенции Министерства промышленности и торговли и решается как через традиционные каналы розничной торговли, так и с помощью интернет-доставки», – прокомментировала это заявление АКИТ.

«Резерв универсального обслуживания» (РУО; туда телекомоператоры перечисляют средства на устранение цифрового неравенства. – «Ведомости») является частью федерального бюджета, заявил «Ведомостям» представитель «Ростелекома». «Из РУО «Ростелеком» как единый оператор универсальных услуг связи получает финансовое обеспечение на оказание убыточных услуг. Но из резерва могут финансировать и другие расходы», – заявил он «Ведомостям».

С 2014 г., когда начали действовать нормы о ежегодных платежах операторов связи на устранение цифрового неравенства, в рамках оказания универсальных услуг связи «Ростелеком» проложил 121 000 км волоконно-оптических линий связи во всех регионах страны, установил 14 000 точек доступа WiFi, обеспечил круглосуточное оказание услуг телефонной связи на 147 000 таксофонов, сеть которых начала оптимизироваться с начала 2021 г. по решению Минцифры, сообщал в октябре «Ведомостям» представитель «Ростелекома».

В случае с устранением цифрового неравенства речь шла о жизненно необходимых услугах связи, которых в некоторых регионах просто не было, уточнил гендиректор аналитического агентства Telecom Daily Денис Кусков. «В случае же с товарами маркетплейсов и их возможной доставкой «Почтой России» мы говорим уже о вторичных услугах, а не о жизненно важных, и пользователи могут либо заплатить за них больше, либо найти другие способы их получения», – считает эксперт.

Кроме того, подчеркивает Кусков, в отдаленных регионах маркетплейсы и так платят «Почте России» за доставку их посылок, если признают, что условия доставки «Почтой» для них более рыночные, и нет необходимости их обязывать вносить какие-либо платежи.

По словам Соколова, в объединении согласны с мнением главы «Почты России», что у всех должны быть равные возможности для покупок. «Сегодня компании АКИТ обеспечивают эту возможность для всего населения России. Для сокращения сроков доставки товаров в каждом отдельном регионе маркетплейсы инвестируют в строительство крупных фулфилмент- и распределительных центров, одновременно запуская открытие пунктов выдачи заказов по агентской модели. Ключевым параметром в этом секторе является обеспечение достойного уровня клиентского сервиса», – подчеркивает он.

Свое заявление после интервью гендиректора «Почты России» выпустил и Ozon. В компании решили прокомментировать подсчеты Волкова относительно инвестиций маркетплейсов в развитие региональной инфраструктуры, в случае если они будут развивать сети без использования инфраструктуры почтового оператора. По словам топ-менеджера, на развитие сети пунктов выдачи заказов (ПВЗ) и доставку товаров в регионах каждому из маркетплейсов потребуется направить порядка 60 млрд руб. в год до 2030 г.

«Наши инвестиции в пункты выдачи – это развитие не только логистики, но и российского малого и среднего бизнеса. Мы развиваем сеть по модели франшизы и привлекаем десятки тысяч предпринимателей», – заявил управляющий директор Ozon Сергей Беляков. Он подчеркнул, что отношения маркетплейса со всеми партнерами основаны на взаимовыгодных условиях, когда Ozon оплачивает им оказанные услуги.

«Но нынешняя позиция почтового оператора предполагает, что мы должны прекратить инвестиции в развитие сети ПВЗ для защиты интересов «Почты». Мы категорически не согласны с таким подходом и будем продолжать развивать ту модель, которая показала себя эффективной и социально обоснованной», – заявил управляющий директор Ozon. Он добавил, что, несмотря на то что в компании считают «Почту» важным оператором доставки, партнерство с ней «должно развиваться на взаимовыгодной основе».

«Поэтому мы серьезно обеспокоены тем, что «Почта России» отрицает рыночный подход к сотрудничеству. Более того, предложенный инфраструктурный сбор не означает, что «Почта России» будет предоставлять нам логистические услуги в его счет. Компании будут обязаны заплатить сбор и дополнительно закупать услуги у «Почты». Это негативно отразится на развитии отрасли и покупателях», – резюмировал Беляков.

«Аргументы маркетплейсов против платежа понятны и обоснованны», – считает партнер Cross Insights Борис Овчинников. Эксперт отметил, что введение такого платежа с маркетплейсов в пользу «Почты России» «создаст опасный прецедент, и для экономики в целом куда полезнее, если маркетплейсы направят эти деньги на развитие своей инфраструктуры».