Авиакомпания Azur Air держит в ремонте почти треть парка

Эти «неочищенные» самолеты с двойной регистрацией не могут летать за рубеж
Андрей Гордеев / Ведомости

Крупнейшая чартерная авиакомпания России Azur Air использует только 14 самолетов из 22, находящихся в ее парке. Об этом 26 октября рассказал на встрече с журналистами заместитель гендиректора по производству авиакомпании Андрей Муканин. «Сейчас исходим из того, что оперируем флотом Boeing 757 и Boeing 767 – это 14 самолетов. Планируем оперировать и дальше. Если все получится, как мы хотим, флот будет увеличиваться», – отметил он.

Собеседник «Ведомостей» в Azur Air утверждает, что неиспользуемые самолеты сейчас «находятся на техобслуживании». Источник уточнил, что четыре воздушных судна (ВС) из используемых 14 находятся в собственности перевозчика, остальные 10 принадлежат российским лизингодателям. Восемь неиспользуемых бортов принадлежат зарубежным лессорам, и Azur Air не может их использовать на международных рейсах. По словам Муканина, авиакомпания продолжает переговоры по выкупу самолетов у иностранных собственников.

Официальный представитель авиакомпании уточнил, что в летнем расписании также эксплуатировалось 14 ВС.

Директор коммерческого департамента авиакомпании Вадим Долев сообщил журналистам, что в зимнем расписании (конец октября – конец марта) Azur Air планирует летать в Таиланд, Египет, Турцию, на Шри-Ланку и Мальдивы. По его словам, также рассматривается Вьетнам. Если переговоры с авиавластями этой страны увенчаются успехом, перевозчик «сможет начать полеты в Камрань (город на побережье Южно-Китайского моря к югу от Нячанга. – «Ведомости») во второй половине ноября», сказал топ-менеджер.

Собеседник «Ведомостей» в авиакомпании пояснил, что зимнее расписание уже составлено, но может быть скорректировано с учетом загрузки емкостей. К примеру, если борты для перевозок в Таиланд будут слабо загружены, часть рейсов могут объединить. Высвободившиеся за счет этого самолеты «будут выставлены» на Вьетнам, добавил он.

В Azur Air не раскрывают финансовые результаты высокого сезона этого года, но говорят, что оценивают их позитивно и рассчитывают на «положительный результат» по итогам года.

После начала СВО на Украине США, Великобритания, ЕС в феврале 2022 г. ввели санкции в отношении российской авиатранспортной отрасли, которые запрещают предоставлять российским авиакомпаниям ВС в лизинг и продавать их. Также запрещаются прямые поставки комплектующих и материалов для техобслуживания. Весной того же года иностранные лизингодатели должны были расторгнуть лизинговые контракты и изъять самолеты. В ответ правительство России запретило вывозить иностранную авиатехнику и двигатели за пределы страны без согласования с комиссией, в которую входят представители Минобороны и силовых ведомств.

Эта мера была призвана предотвратить потерю авиатехники – большая часть парка российских перевозчиков состоит из машин зарубежного производства. Самолеты были перерегистрированы в российский реестр, но не были изъяты из зарубежных реестров (в основном Ирландии и Бермудских островов), из-за чего возникла проблема двойной регистрации. Большая часть стран не признает двойную регистрацию, не позволяя эксплуатировать такие самолеты, так как это противоречит нормам Чикагской конвенции 1944 г., регламентирующей правовые отношения в гражданской авиации.

В марте министр транспорта Виталий Савельев говорил, что правительство для решения этой проблемы выделило 300 млрд руб. из ФНБ. Средства предназначены для выкупа самолетов у иностранных лизингодателей. Воспользоваться средствами ФНБ удалось пока только государственному «Аэрофлоту», который в течение года закрыл несколько сделок с лессорами. По состоянию на начало октября авиакомпании удалось «очистить» (избавить от двойной регистрации) 137 самолетов, по ним закрыты требования контрагентов, и их можно использовать в зарубежных перевозках.

Источник «Ведомостей» в одной из чартерных авиакомпаний утверждает, что выкуп иностранных ВС и их «очистка» были актуальны в течение лета, в период высокого спроса на перевозки, когда на международных направлениях они могли генерировать прибыль. Зимой часть флота логичнее поставить на бетон: после их изъятия у зарубежных собственников у авиакомпаний отпала необходимость платить лизинговые платежи, которые составляли до четверти расходов и были обязательными вне зависимости от интенсивности использования флота, поясняет он.

В октябре «Коммерсантъ» писал, что «Уральские авиалинии» и IFly, которым удалось договориться с зарубежными контрагентами о выкупе, не устраивают «кабальные» условия, на которых государственная лизинговая компания «НЛК-финанс» (контролируется Росавиацией) предлагает урегулировать отношения с лессорами. Компания предлагает перевозчикам оформить финансовый лизинг на ВС, при котором самолеты по завершении срока договоров перейдут в собственность авиакомпаний, оплатив при этом депозит в 30–40% стоимости самолетов.

В Azur Air не раскрывают подробности переговорного процесса как с зарубежными лизингодателями, так и с российскими органами власти.

При этом Муканин говорит, что центр техобслуживания Azur Air во Внукове выполняет «все виды техобслуживания вплоть до C-check» (сложная проверка, связанная с разборкой самолета и проверкой всех узлов и агрегатов. – «Ведомости») на Boeing-737/757/767 и 777 для поддержания летной годности воздушных судов. В ремонте двигателей компании «помогает Иран», количество моторов в ремонте топ-менеджер не назвал. Но подчеркнул, что это не влияет на программу полетов, их регулярность и безопасность.

Представитель S7 отметил, что зимой традиционно больше ВС проходят техобслуживание. «В зимнем сезоне S7 эксплуатирует не все самолеты из парка. Часть флота проходит плановое техобслуживание для подготовки к высокому летнему сезону», – пояснил он.

«Ведомости» направили запросы в другие российские авиакомпании, а также Минтранс, Росавиацию, Минфин и Минэкономразвития.

Главный эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Федор Борисов считает, что дефицит парка самолетов на востребованных международных направлениях может привести к росту цен на авиабилеты, а значит, и повлиять на спрос на перевозки. Но отсутствие восьми судов Azur Air в низкий зимний сезон не должно существенно повлиять на рынок. Часть пассажиров, по словам эксперта, полетят на рейсах «Аэрофлота», который сегодня эксплуатирует самый большой очищенный флот среди российских перевозчиков.

«Гораздо важнее, в каком состоянии авиакомпании подойдут к следующему высокому сезону: проблемы с техобслуживанием в условиях санкций остаются актуальными», – добавил Борисов.