«Росатом» решил построить четыре дизельных ледокола за свой счет

Они обойдутся не менее чем в 120 млрд рублей
Сейчас для проводки судов по Севморпути в основном используют атомные ледоколы (на снимке «50 лет Победы» в акватории Обской губы)/ Лев Федосеев / ТАСС

Госкорпорация «Росатом» станет заказчиком строительства четырех дизельных ледоколов мощностью на винтах по 40 МВт. Об этом рассказал спецпредставитель корпорации по вопросам развития Арктики Владимир Панов. Серия судов, по его словам, будет создаваться по единому проекту. Строительство должно начаться в 2024 г., после того как петербургское ЦКБ «Айсберг» (подконтрольно «Роснефти») завершит работу над их техническим проектированием. Головной ледокол должен быть введен в эксплуатацию в 2028 г.

Индикативная стоимость одного ледокола, по словам Панова, составляет сегодня более 30 млрд руб. Таким образом, серия из четырех судов обойдется в 120 млрд руб. Более точная стоимость строительства будет определена по завершении техпроекта и станет зависеть от характеристик оборудования, добавил он. Собеседник «Ведомостей», близкий к «Росатому», уточнил, что цена, скорее всего, «будет скорректирована в большую сторону».

Главный претендент на строительство, по словам Панова, – ССК «Звезда», входящий в состав Дальневосточного центра судостроения и судоремонта «Роснефти». «Ведомости» направили запрос в компанию.

Панов отмечает, что вести переговоры о параметрах контракта с конкретным заводом можно будет только по завершении проектирования. Источники финансирования строительства ледоколов, по его словам, еще не определены.

«Росатом» заинтересован в дополнительных ледоколах для развития проекта грузоперевозок по Северному морскому пути (СМП), который должен к 2035 г. достичь 220 млн т в год. В 2022 г. грузопоток по СМП составил 34 млн т. Увеличение количества ледоколов нужно для обеспечения грузопотока на СМП до 2035 г., подтверждает представитель «Росатома».

В состав ледокольного флота России сегодня входит более 40 ледоколов, из них семь атомных («Таймыр», «Вайгач», «Ямал», «50 лет Победы» и три ЛК-60) и один атомный контейнеровоз «Севморпуть».

«Чтобы СМП «выстрелил», необходимо создать условия, когда стоимость проходки по маршруту будет сопоставима с уже сформировавшимися логистическими маршрутами. Ледокольные услуги – важнейший фактор, увеличивающий стоимость логистики. «Росатом» совместно с правительством ищет пути снижения стоимости ледокольных услуг для пользователей», – объясняет Панов. По его словам, после того как правительство примет решение об уровне тарифов, можно будет вести переговоры о параметрах контракта с конкретным заводом и формировать проектное финансирование.

О планах «Росатома» построить четыре ледокола мощностью 40 МВт стало известно в 2017 г. Предполагалось, что они необходимы в первую очередь для обеспечения вывоза сжиженного природного газа (СПГ) с проектов «Новатэка» на Ямале и Гыдане. Планировалось, что серия этих ледоколов будет завершена быстрее, чем атомные ЛК-60 мощностью 60 МВт, строящиеся на Балтзаводе (входит в Объединенную судостроительную корпорацию, переданную в управление ВТБ). Первые три атомохода – «Арктика», «Сибирь» и «Урал» – уже сданы.

Представитель «Росатома» напомнил, что на Балтзаводе заказаны дополнительно два атомных ледокола («Сахалин» и «Камчатка» – серийные ледоколы проекта 22220, или ЛК-60). По четырем дизельным ледоколам, которые планируется заказать на «Звезде», решение будет принято в начале 2024 г., добавил он.

По словам собеседника, дизельные суда будут работать в Обской губе, Енисейском заливе и Карском море. «Их основная задача – высвободить атомные ледоколы для восточного сектора СМП от пролива Вилькицкого до Берингова пролива. Это позволит сформировать новую восточную группировку ледоколов и обеспечить круглогодичную навигацию на всем протяжении СМП. Проекты, в интересах которых будут работать неатомные ледоколы, можно будет определить после решения об условиях финансирования и начале строительства», – говорит представитель госкорпорации.

Сейчас в Обской губе и Енисейском заливе реализуется пять добычных инвестпроектов «Норникеля», «Новатэка», «Газпром нефти», «Роснефти» и «Северной звезды». «Ведомости» направили запросы в эти компании.

Представитель Минпромторга отмечает, что построить дизельные ледоколы мощностью 40 МВт могут «Звезда» и Балтзавод, но из-за загруженности последнего необходимо «дополнительно обсуждать» сроки строительства. «В рамках проектирования, выполняемого ЦКБ «Айсберг», существует вариативность силовой установки. Рассматривается вариант с использованием двигателей мощностью 6 МВт производства Коломенского завода (принадлежит «Трансмашхолдингу»), а также двигателей большей мощности из дружественных стран», – добавил он.

Изначально для серии ледоколов рассматривалось два варианта пропульсивной установки – атомная либо на СПГ. Считалось, что атомный ледокол примерно в 2 раза дороже неатомного, перспективы бюджетного финансирования не просматривались, и выбор был сделан в пользу двухтопливного ледокола на СПГ и дизеле. «Атомфлот» заказал эскизный проект Aker ARC 123 у финской Aker Arctic в 2017 г. Впоследствии от двухтопливной силовой установки на СПГ и дизеле отказались, так как в России нет двигателей на СПГ, и остановились на чисто дизельном варианте.

«Росатом» активно работал над привлечением в этот проект профильных инвесторов – «Норникеля» и «Новатэка», говорит собеседник «Ведомостей», близкий к проекту. Но компаниям нужны были принципиально разные ледоколы – грузовые суда «Норникеля» меньше по размерам, чем газовозы «Новатэка». В этом случае, по словам собеседника, пришлось бы разрабатывать два разных проекта и стоимость серии из четырех ледоколов выросла бы.

Осенью 2022 г. замдиректора дирекции Севморпути «Росатома» Максим Кулинко говорил, что рассматривался и вариант со строительством шести ледоколов мощностью по 40 МВт – по два для «Роснефти», «Новатэка» и «Норникеля». При этом «Норникелю», по словам Кулинко, нужны были более мощные ледоколы – с силовой установкой 45 МВт.

Директор по развитию Portnews Надежда Малышева считает, что со строительством дополнительных дизельных ледоколов могут возникнуть технические сложности. Балтзаводу, по ее мнению, логично сосредоточиться на создании «зарекомендовавших себя» для работы в Арктике атомных судов, а ССК «Звезда» – единственное в России предприятие, обладающее большими доками для ремонта крупнотоннажных грузовых судов и морских плавучих сооружений. Поэтому его также перегружать заказами не стоит, полагает Малышева. Строительство дизельных ледоколов для «Росатома» в Китае и Индии, по ее мнению, также маловероятно в условиях санкций и обострившейся борьбы за технологии.

Гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров полагает, что в условиях острой потребности в ледокольном флоте запуск строительства серии судов по новому проекту «выглядит спорным решением». Кроме того, дизельный ледокол обладает меньшими мощностью и автономностью плавания, чем атомный, указывает он.