2023 год станет рекордным по продажам новых грузовиков

Вслед за рынком растет и доля техники, полученной в лизинг
Максим Богодвид / РИА Новости

Бурный рост рынка новых грузовых автомобилей в России по итогам 2023 г., как ожидается, приведет к установлению нового рекорда по объему их продаж. Такой прогноз дали «Ведомостям» в аналитических агентствах «Автостат» и «Автостат инфо».

«Автостат» ожидает, что в 2023 г. объем продаж новых грузовиков (от 3,5 т до 40 т) будет находиться в диапазоне от 126 000 до 154 000 единиц, говорит представитель агентства. Рост рынка в таком случае составит от 50 до 83%. По итогам трех кварталов этого года продажи уже выросли на 81% в годовом выражении до 105 800 грузовиков, напоминает собеседник.

Для сравнения: за весь прошлый год в России было продано 84 200 единиц такой техники, в 2021 г. – 99 700 шт. Рекордным пока остается 2012 год, когда в РФ было продано 128 900 новых грузовых машин.

Этот сегмент рынка в 2023 г. вполне может установить новый рекорд и выйти на уровень продаж в 150 000 шт., полагает представитель «Автостат инфо». Такой показатель во многом будет обеспечен за счет продаж тяжелых (14–40 т) грузовиков, отмечает собеседник. Причем структура этого рынка полностью поменялась, признает он.

Эксперты и участники рынка грузоперевозок называют комплекс причин, породивших бум продаж новой грузовой техники. Прежде всего, сказывается эффект низкой базы 2022 г., когда резко остановились поставки в Россию продукции большинства зарубежных производителей. Из России после начала СВО на Украине ушли Volvo Trucks, Mercedes, Scania, MAN, DAF, Iveco, Renault, Mitsubishi, Fuso, Isuzu. Оперативно найти им замену автоперевозчики просто не смогли.

В свежем обзоре «Эксперт РА» (есть у «Ведомостей») по рынку лизинга транспортных средств (ТС) отмечается, что крупные автоперевозчики и строительные компании «активно закрывают дефицит парка» китайскими машинами, а развитие инфраструктурных проектов и выстраивание новой логистики «стимулируют наращивание грузоперевозок и спрос на соответствующую технику».

«В условиях, когда производители из Европы прекратили поставки машин, запчастей и отзывают лицензии на сервисное обслуживание, нам пришлось выбирать китайские машины», – подтверждает глава автотранспортного филиала «Автобана» Константин Коуров. С поставками самосвалов и запчастей из КНР, по его словам, «нет проблем», а цена китайского самосвала в 2–3 раза ниже, чем европейского.

Руководитель департамента логистических продуктов СДЭК Николай Пахомов говорит, что раньше компания активно пользовалась фурами Mercedes, но сейчас такого предложения нет на рынке. «В связи с этим мы анализируем предложения и ищем новые оптимальные решения, соответствующие нашим требованиям», – отметил топ-менеджер.

Другой причиной подъема спроса на грузовики стал бурный рост автоперевозок грузов, который потребовал увеличения автопарков транспортных компаний. По данным Росстата, за девять месяцев 2023 г. грузооборот автотранспорта в России вырос год к году на 17,9%. Важнейшую роль в наращивании грузоперевозок сыграла активная реализация крупных инфраструктурных проектов – например, ускоренное строительство новой магистрали М12 «Восток», где задействовано огромное количество самосвалов. Господдержку (льготный лизинг), рост автомобильных грузоперевозок и цен на грузовики, а также реализацию инфраструктурных проектов называют в качестве драйверов роста также аналитики Kept в обзоре рынка автолизинга (есть у «Ведомостей»).

Эксперты говорят и об эффекте отложенного спроса: «Покупатели грузовой техники из-за неопределенности в 2022 г. откладывали ее приобретение. Сейчас же все предельно ясно: европейцы не вернутся, но есть альтернатива в виде китайских автомобилей», – пояснил пресс-секретарь «Автостата» Азат Тимерханов. Кроме того, на рынке есть объективная необходимость постепенной замены стареющей и требующей дорогого ремонта техники западных марок. Средний возраст грузового автомобиля в России увеличился с 18,9 года в 2015 г. до 21,6 года на середину 2021 г., говорится в обзоре «Эксперт РА». При этом на начало 2023 г. доля ТС старше 10 лет достигла 69%. Содержание, обслуживание и ремонт таких машин потребовали увеличения расходов из-за резкого падения в 2023 г. курса рубля к евро и доллару.

Перспективы лизинга

По данным «Эксперт РА», в первом полугодии 2023 г. объем нового бизнеса с грузовиками (массой от 3,5 т и выше) занимал 31% от всего рынка лизинга, составив 466 млрд руб. в денежном выражении. В первом полугодии 2022 г. эта доля составляла 14,8%. Также в последние годы выросло так называемое проникновение лизинга в продажи (доля авто, купленных в лизинг). По итогам шести месяцев 2023 г. проникновение лизинга в продажи грузовиков составило порядка 85%, в то время как в 2016 г. аналогичный показатель едва превышал 50%, указывается в обзоре.

Схожие цифры приводят в Национальном агентстве промышленной информации (НАПИ). Там дают данные за семь месяцев: доля лизинга на рынке новых грузовиков составила 87,4%, на рынке подержанной техники – 18,3%. За январь – июль в стране, по данным НАПИ, в финансовый лизинг было выдано 92 600 новых и подержанных грузовиков (+59%).

Крупнейшими лизинговыми компаниями по объему портфеля по итогам первого полугодия, по данным «Эксперт РА», являются «Газпромбанк-лизинг», «Сбербанк-лизинг», «Альфа-лизинг», «Европлан», «ВТБ-лизинг».

В «Европлане» и «Альфа-лизинге» подтвердили «Ведомостям» увеличение числа сделок по лизингу в этом году. В других компаниях не ответили на запросы. В «Европлане» уточнили, что за девять месяцев выдали в лизинг в денежном выражении на 59% больше грузовых ТС, чем за тот же период 2021 г. По данным компании, нишу ушедших из РФ европейских производителей заняли китайские бренды. Экспансия машин из КНР в сегменте коммерческого транспорта началась еще в 2020 г., добавляют в компании. При этом доля отечественных грузовиков в портфеле компании, по словам финансового директора «Европлана» Анатолия Аминова, не снижается.

Стимулируют покупку в лизинг техники также действующие в РФ госпрограммы, в рамках которых предоставляются субсидии. В федеральном бюджете на 2023 г. изначально было заложено 2 млрд руб. в рамках программы льготного лизинга колесных ТС, в сентябре программа была расширена еще на 7,8 млрд. «Мы прогнозируем продление программ субсидирования и в следующие годы», – говорится в обзоре «Эксперт РА».

Схема лизинга в сегодняшних условиях наиболее удобна и выгодна для транспортных компаний, они приобретают по ней большую часть техники. Гендиректор «Авто-ПЭК» Дмитрий Иевлев отмечает, что лизинговые платежи можно списать на затраты, за счет чего сокращается налогооблагаемая база. Можно также принимать к вычету НДС с этих платежей и равномерно уменьшать уплачиваемый налог, добавляет он. По словам гендиректора компании-перевозчика «Скиф-карго» Сергея Чернова, в среднем ставка по лизингу составляет 10% годовых.

«Автобан», по словам Коурова, все 50 новых машин приобрел в этом году в лизинг. Топ-менеджер подчеркивает, что ежемесячные лизинговые платежи за новые автомобили сейчас «сопоставимы со стоимостью неизбежного дорогостоящего ремонта машин, выработавших свой ресурс».

По данным «Эксперт РА», сегмент грузовых автомобилей стал в 2023 г. крупнейшим на рынке лизинга России, за ним следуют строительная/дорожно-строительная техника и железнодорожная техника. По итогам года в «Эксперт РА» прогнозируют рост рынка на 120%, далее он будет расти вплоть до 2027 г. на 10–20% ежегодно.

Аналитики Kept также прогнозируют рост в 2023 г., но чуть более скромный: более чем на 90%. «В прогнозном периоде (2023–2027 гг.) ожидается дальнейший рост уровня проникновения лизинга в продажи новых грузовых автомобилей с 82% в 2023 г. до 83–87% к 2027 г., что приведет к росту объема нового бизнеса в сегменте грузовых автомобилей в среднем на 22–23% ежегодно в денежном выражении», – говорится в обзоре.

К концу года рост может замедлиться, считает Коуров. Повышение ключевой ставки до 15% приведет к увеличению конечной стоимости транспорта, что повлияет на принятие решений по обновлению парка, поясняет он. С ним согласен гендиректор «Совтрансавто» Владимир Тян: «Повышение ставки ЦБ повысит стоимость денег и снизит рентабельность бизнеса перевозчиков, что вынудит их сократить объемы закупок новой техники». Представитель «ФКМ Лизинг» также говорит, что в компании ожидают «определенную паузу, пока перевозчики адаптируются к новым ставкам». Пока наблюдаем органичный рост рынка, что позволяет испытывать умеренный оптимизм по прогнозам на 2024 г., подчеркивает Тян.

Эксперт по грузовым автомобилям из «Альфа-лизинга» Никита Ахмеров считает, что в 2024 г. полностью перекроенный рынок грузовиков будет уже сформирован. Китайский автопром продолжит наполнять рынок, но динамика роста поставок будет не такой высокой, как в 2022–2023 гг., заключает он. «Лизинговый продукт без аванса или с минимальным авансом, предоставляемый на длинный срок (до семи лет), дополненный опциями досрочного погашения, стал востребован. И те лизинговые компании, которые проявили гибкость по этим параметрам, смогли нарастить портфель в транспорте», – резюмирует представитель «ФКМ Лизинг».