«Аэрофлот» в два раза увеличит число самолетов в красноярском хабе

Авиакомпания хочет нарастить пассажиропоток из аэропорта Красноярска на 40%
Евгений Разумный / Ведомости

Группа «Аэрофлот» (кроме головной авиакомпании входят также «Россия» и лоукостер «Победа») в 2024 г. увеличит число самолетов, базируемых в аэропорту Красноярска (ранее – «Емельяново»), с 6–7 (три Boeing 737-800 и 3–4 SJ100) до 11 в зимнем сезоне и 12 в высоком летнем сезоне, рассказал «Ведомостям» представитель авиакомпании.

Летом 2024 г. в аэропорту Красноярска будут базироваться шесть SJ100, три Boeing 737-800 и три Airbus A319 авиакомпании «Россия». В зимний сезон группа будет летать из Красноярска по 24 внутренним и международным направлениям, летом – по 33 направлениям, из которых 24 будут внутрироссийскими. Перевозчик рассчитывает в 2024 г. нарастить пассажиропоток из Красноярска на 40% до 1,9 млн человек, из которых 1,2 млн пассажиров – на рейсах не в Москву и Петербург.

По словам представителя «Аэрофлота», «Россия» будет летать из Красноярска в Петербург, Благовещенск, Екатеринбург, Иркутск, Минводы, Новокузнецк, Новый Уренгой, Сочи, Тюмень, Улан-Удэ, Хабаровск, Ханты-Мансийск, Читу, Южно-Сахалинск и Якутск. Международные рейсы будут летать в Астану, Алма-Ату, Бишкек, Ош, Ташкент и Харбин. Головной «Аэрофлот» будет выполнять из Красноярска прямые рейсы в Москву, Бангкок и Пхукет.

Гендиректор аэропорта Евгений Владимиров в октябре в интервью «Деловому кварталу» говорил, что группа «Аэрофлот» генерирует треть трафика в аэропорту. Представитель пресс-службы «Емельяново» сказал, что транзит занимает 5% от пассажиропотока аэропорта.

Увеличение числа самолетов «Аэрофлота» в Красноярске может быть связано в том числе с удачной для группы заявочной кампанией по субсидиям Минтранса на межрегиональные рейсы (предоставляются по постановлению правительства № 1242). На 2023 г. «Аэрофлот» получил финансовую поддержку на рейсы только по двум маршрутам из Красноярска – в Тюмень и Читу, следует из данных Росавиации. Но на 2024 г. авиакомпания получит федеральные субсидии на рейсы уже по 10 маршрутам. К Тюмени и Чите добавились полеты во Владивосток, Магадан, Мирный, Нерюнгри, Новый Уренгой, Сургут, Ханты-Мансийск и Челябинск, следует из свежего перечня субсидируемых в 2024 г. маршрутов.

Собеседник «Ведомостей» в группе «Аэрофлот» говорит, что в компании в целом удовлетворены заявочной кампанией, так как Минтранс удовлетворил около 80% заявок перевозчика на федеральное финансирование.

Сегодня крупнейший хаб к востоку от Москвы в новосибирском аэропорту «Толмачево» развивает S7 – вторая после «Аэрофлота» по пассажиропотоку и размеру парка авиакомпания России. В 2022 г. «Толмачево» поставило рекорд, увеличив пассажиропоток на 12,2% до 7,6 млн человек, и стало шестым в стране по этому показателю после московских «Шереметьево», «Домодедово», «Внуково», петербургского «Пулково» и аэропорта Сочи. Аэропорт в Красноярске в 2022 г. поднял пассажиропоток на 13% до 3,1 млн пассажиров (12-е место в России).

S7, в частности, базирует в Новосибирске 17 ближнемагистральных бразильских Embraer 170 на 78 мест. Совладелица компании Татьяна Филева в сентябре говорила, что выручка перевозчика на рейсах из Новосибирска летом 2023 г. была сопоставима с выручкой на рейсах из Москвы. Часть рейсов из Новосибирска S7 традиционно выполняет с использованием субсидий по постановлению № 1242. В 2022–2023 гг. перевозчик получал субсидии по программе в размере 700–800 млн руб., но на 2024 г. Минтранс одобрил компании только 300 млн руб. (см. «Ведомости» от 9 ноября 2023 г.).

В октябре 2022 г. – сентябре 2023 г. перевозки S7 через «Толмачево» выросли год к году на 22%, отметил представитель авиакомпании (абсолютную цифру он не назвал). «Из Новосибирска S7 выполняет до 80 рейсов и перевозит около 17 000 пассажиров в сутки. В этом году впервые число направлений из Новосибирска превысило число направлений из Москвы», – отметил он. Собеседник добавил, что в зимнем расписании перевозчик будет выполнять рейсы почти по половине направлений (63 из 130 маршрутов) из Новосибирска. Кроме хабов в «Домодедово» и «Толмачево» авиакомпания также развивает хаб в Иркутске.

«Ведомости» направили запрос в «Толмачево».

По словам главного эксперта Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Федора Борисова, до пандемии «Аэрофлот» и S7 жили в разных плоскостях: национальный перевозчик развивал международный хаб в «Шереметьево» с активной эксплуатацией дальнемагистрального флота, у S7 такого парка не было. После начала пандемии и СВО на Украине «Аэрофлот» лишился значительной части зарубежных направлений и возможности развивать международный хаб.

«Теперь авиакомпании осваивают внутренний рынок. Если на этом рынке есть эксплуатант, у которого выстраивается региональная хабовая модель, логично попробовать ее повторить. Для этого нужен крупный город, способный самостоятельно генерировать пассажиропоток и выгодно расположенный географически. С учетом того что Новосибирск и Екатеринбург (хаб «Уральских авиалиний». – «Ведомости») уже заняты другими перевозчиками, Красноярск представляется лучшим вариантом», – говорит эксперт.

Исполнительный директор «Авиапорта» Олег Пантелеев напомнил, что Новосибирск и Красноярск долгое время конкурировали между собой. В 2000-е гг. хаб в Красноярске строили «Красноярские авиалинии», затем «Сибирь» (ныне S7 Airlines) динамично развивала новосибирский хаб, сделав его одним из крупнейших в России, говорит эксперт.

«Выстроенная в Новосибирске маршрутная сеть S7 сама генерирует существенную часть трафика, доля трансфертных пассажиров здесь весьма высока. Для группы «Аэрофлот» в ближайшие годы едва ли будет актуальна задача опережающего развития Красноярска и прямая конкуренция с «Толмачево». У «Аэрофлота» нет избытка провозных емкостей, ему удалось «дебермудизировать» (перевести из иностранного авиареестра в российский. – «Ведомости») значительную часть флота, что открывает возможности работать на высокомаржинальных международных направлениях. В аэропорту Красноярска вполне достаточно строить маршрутную сеть по принципу point-to-point, выбирая самые рентабельные направления, расширяя стыковочные возможности прежде всего за счет авиакомпаний-партнеров», – говорит эксперт.