ГТЛК до конца года поставит UTair 15 новых вертолетов

Это первая партия в рамках программы обновления вертолетного парка за счет ФНБ
Utair

Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК) до конца этого года передаст авиакомпании «Ютэйр – вертолетные услуги» («дочка» UTair) в лизинг 15 вертолетов. Об этом «Ведомостям» рассказали представители лизингодателя, эксплуатанта и производителя – холдинга «Вертолеты России» (входит в «Ростех»).

Речь идет о четырех Ми-8АМТ и 11 Ми-8МТВ-1. Это первые вертолеты, переданные в рамках инвестпроекта «Приобретение вертолетов отечественного производства», утвержденного распоряжением правительства № 315-р в феврале этого года. Инвестпроект предполагает выпуск в 2023–2025 гг. 86 машин типа Ми-8АМТ и Ми-8МТВ-1 и передачу их российским авиакомпаниям.

Стороны планируют подписать акты передачи первых пяти вертолетов в финансовый лизинг на выставке «Транспортная неделя» (проходит 11–17 ноября в Москве).

АО «Ютэйр – вертолетные услуги» – крупнейший в России эксплуатант вертолетов: на июнь 2023 г. у него в парке было более 300 машин разного типа. Авиакомпания была одним из крупнейших поставщиков ООН. В ее отчетности говорилось, что после введения антироссийских санкций доля присутствия компании в контрактах с организацией сократилась.

В 2022 г. АО получило 870 млн руб. чистого убытка по РСБУ при выручке 22,44 млрд руб. Годом ранее компания показывала прибыль в 164 млн руб. при выручке 21,2 млрд руб. Сборка вертолетов финансируется за счет средств фонда национального благосостояния (ФНБ). Механизм финансирования предполагает выкуп Минфином за счет средств фонда облигаций ГТЛК со ставкой купона 1,5%. Основной долг каждого облигационного займа должен быть погашен ГТЛК не позже чем через 17 лет со дня размещения. Общий объем инвестиций по программе – 44,5 млрд руб.

Первый этап программы предусматривает передачу ГТЛК заказчикам 26 единиц техники стоимостью 12,8 млрд руб. (т. е. около 491 млн руб. за вертолет) до начала 2024 г., следует из паспорта инвестпроекта. На втором этапе эксплуатантам передадут еще 30 вертолетов в октябре – ноябре 2024 г. В рамках третьего этапа ГТЛК в октябре – ноябре 2025 г. должна передать заказчикам оставшиеся 30 машин.

Представитель ГТЛК сообщил, что сейчас контракт еще на один вертолет заключен с «Красавиа». «Также на форуме «Транспорт России» (пройдет в рамках «Транспортной недели» 14–16 ноября. – «Ведомости») мы готовимся законтрактовать еще несколько вертолетов, остальные контракты находятся в проработке и будут заключены в ближайшее время», – сказал собеседник.

Авансирование 26 вертолетов по первому этапу инвестпроекта должно было состояться в феврале 2023 г., а еще по 30 машинам (в рамках второго этапа) – в мае, следует из паспорта инвестпроекта. Но фактическое предоставление средств ФНБ лизинговой компании состоялось позже.

Представитель Минфина уточнил «Ведомостям», что 15,45 млрд руб. средств ФНБ размещено в облигации ГТЛК под второй этап проекта в июне, на первый этап в объеме 12,8 млрд руб. – в августе 2023 г.

Тем не менее в ГТЛК рассчитывают, что сроки поставки заказчикам первых 26 вертолетов будут соблюдены. «ГТЛК требует от своих поставщиков строгого соблюдения контрактов, в которых четко прописаны условия по срокам, стоимости изделий и комплектации», – подчеркнул представитель компании.

Исполнительный директор «Авиапорта» Олег Пантелеев отмечает, что зачастую вертолетные перевозки и авиационные работы «маржинальны только при условии субсидирования из бюджета». «Программа льготного лизинга вертолетов должна сделать пассажирские перевозки на местных авиалиниях и выполнение санитарных заданий менее накладными для региональных бюджетов. К тому же она призвана обновить флот за счет замены морально устаревших Ми-8Т и Ми-8П на более комфортные и безопасные машины следующего поколения», – говорит он.

По словам Пантелеева, программа также помогла компенсировать падение спроса на продукцию «Вертолетов России» после прохождения пика экспортных заказов, наблюдавшегося во второй половине прошлого десятилетия. Он также обращает внимание на то, что Ми-8АМТ и Ми-8МТВ-1 не зависят от поставки импортных комплектующих. «Промышленность в состоянии производить их в тех объемах, которые нужны гражданской авиации России», – утверждает он.

«У вертолетной техники есть проблемы в части замены импортных комплектующих, но это вопросы, которые имеют готовое решение уже сегодня. В отличие от самолетов все агрегаты разработаны, сложность состоит в объемах их выпуска», – добавляет эксперт Института экономики и транспортной политики НИУ ВШЭ Федор Борисов. Он также указывает на то, что за последнее десятилетие маржинальность вертолетного бизнеса снижается на фоне давления со стороны беспилотной авиации, а также уменьшения спроса со стороны нефтегазовых компаний. Последние, по его словам, активно развивают инфраструктуру на месторождениях, что позволяет им в ряде случаев обходиться без вертолетов.