Убытки «Почты России» предложили переложить на продавцов маркетплейсов

Госкомпания и эксперты к этой идее относятся скептически
Евгений Разумный / Ведомости

Поддержку работы «Почты России» в убыточных регионах предложили покрывать из налоговых отчислений продавцов товаров на крупных маркетплейсах. Такая идея содержится в исследовании Центра стратегических разработок (ЦСР), с которым ознакомились «Ведомости». Представитель ЦСР подтвердил подлинность документа.

В исследовании, в частности, предложено финансировать «компенсируемый убыток» «Почты» из госбюджета «за счет дополнительных налоговых поступлений от обеления продавцов на маркетплейсах». Такое «обеление» станет возможным в случае принятия одной из двух регуляторных новелл. Первое предложение заключается в том, чтобы наделить маркетплейсы статусом налогового агента продавцов. То есть площадки будут удерживать и перечислять в бюджет определенные суммы с доходов продавцов. Впоследствии эта сумма может быть зачтена продавцами как аванс при их самостоятельной уплате своего налога по применимому налоговому режиму, будь то упрощенная система налогообложения, налог на профессиональный доход и др., отмечают авторы исследования.

Весной 2023 г. Минтруд уже выступил с предложением передать функцию налогового агента продавцов онлайн-платформам, писали «Ведомости» в мае. ФНС тогда поддержала это предложение, отмечали собеседники «Ведомостей». Но тогда речь шла о налоговых отчислениях с самозанятых, а круг онлайн-платформ по роду их деятельности, которым мог быть передан этот статус, не был определен. В нынешнем же предложении ЦСР, напротив, говорится о таком статусе именно для маркетплейсов и в отношении всех продавцов, которые на них работают: самозанятых, ИП и др.

Другим предложением ЦСР является «возложение на маркетплейсы обязанности передавать в ФНС информацию обо всех доходах продавцов, получаемых ими через маркетплейсы».

По данным Data Insight, сейчас продавцами на маркетплейсах выступает около 500 000 человек. Примерно 80% из них – ИП, считает партнер Cross Insights Борис Овчинников. По расчетам Ассоциации компаний интернет торговли (АКИТ), на маркетплейсах 1,2 млн продавцов, говорит президент ассоциации Артем Соколов. По его оценке, порядка 70% – это ИП, 25% – ООО, 5% – «другие формы юрлиц, в том числе самозанятые».

По данным АКИТ, объем рынка e-commerce за 2022 г. составил около 5 трлн руб. отметил президент ассоциации Артем Соколов. Из этого порядка 47% составляет оборот маркетплейсов. С учетом комиссии маркетплейсов в среднем в 15% оценка доходов продавцов составила порядка 1,7 трлн руб. по итогам 2022 г., если учитывать только непродовольственный ритейл, отметил Соколов.

Сейчас функции налогового агента по отношению к налоговым отчислениям сотрудников уже возложены на работодателей, отмечает юрист практики налоговых споров «МЭФ Legal» Андрей Чугунов. «В деятельности самозанятого налог исчисляется налоговым органом, и он же уведомляет налогоплательщика о сумме налога каждый месяц через приложение «Мой налог», – продолжает юрист. – Как правило, самозанятый самостоятельно уплачивает налог на основании этого уведомления. Но он также вправе переложить уплату налога на третье лицо – операторов электронных площадок или банки, – осуществляющее информационный обмен с налоговым органом».

«Упрощенная функция налогового агента предполагает, что маркетплейс удерживает с каждой выплаты дохода продавцу некую сумму по общей налоговой ставке (например, 1%), а затем перечисляет ее в бюджет», – отмечают эксперты ЦСР. После этого каждый продавец, самостоятельно рассчитав свой налог к уплате в соответствии со своим налоговым режимом, вправе зачесть эти удержанные маркетплейсами суммы в счет своего налога. «В результате такого подхода недобросовестные налогоплательщики, не платившие налоги в принципе или уплачивавшие их не в полной сумме, вне зависимости от их волеизъявления де-факто уплатят налог в бюджет», – прогнозируют в ЦСР. Добросовестные же налогоплательщики не столкнутся с ростом налогового бремени, уверены в центре.

Но у этого подхода есть два недостатка, отмечается в исследовании ЦСР. Один из них в том, что платеж с продавца будет взиматься раньше, чем это предусматривает Налоговый кодекс, что будет сокращать раньше времени его оборотные средства. Кроме того, универсальный платеж, который будет удерживаться маркетплейсом в счет налога с продавца, не всегда сможет отражать реальную налоговую нагрузку на него, отмечают в ЦСР.

По словам представителя ЦСР, пока результаты исследования не обсуждались с профильными ведомствами, эксперты планируют это сделать в ближайшее время.

В пресс-службах Минфина и ФНС не ответили на запрос «Ведомостей» на момент сдачи статьи. «В Минцифры такая инициатива от ЦСР не поступала», – сообщил представитель министерства, отказавшись от дальнейших комментариев.

«Мы как институт развития малого и среднего бизнеса не можем поддерживать инициативы и предложения, которые ухудшают условия работы предпринимателей и ведут к непредвиденным убыткам», – сообщил «Ведомостям» представитель Корпорации МСП. Там видят негативное влияние этой инициативы «как на предприятия, которые размещают продукцию на маркетплейсах, так и потребителей, на которых указанные предприятия переложат издержки».

«Почта России» не выступала с подобной инициативой и оценивает ее негативно», – заявил «Ведомостям» представитель «Почты России». Аргументов по этой позиции он не привел.

У «Почты России» есть своя идея покрытия собственных убытков из-за обязанности вести деятельность в удаленных регионах. В мае оператор предложил Минцифры обязать владельцев маркетплейсов и других участников рынка e-commerce, ежегодная выручка которых не менее 1 млрд руб., уплачивать «Почте» инфраструктурный платеж в размере 0,5% от оборота. Совокупно эти платежи должны дать порядка 30 млрд руб. в год.

ЦСР выступает против предложения «Почты России» об инфраструктурном платеже. В своем нынешнем виде оно может привести к недополученным налогам в размере 2,3 трлн руб. до 2027 г., недоинвестированным капзатратам компаний e-commerce в размере 580 млрд руб., а также недооткрытым рабочим местам в 297 000 сотрудников и недооткрытым субъектам МСП в 200 000 предпринимателей, отмечается в исследовании ЦСР. Кроме того, эксперты прогнозируют рост цен на товары в онлайне на 5% и выше. 

Представитель Wildberries отметил, что инициатива ЦСР заслуживает внимания, но требует детальной проработки со стороны ведомств. Представители Ozon и Lamoda отметили, что их маркетплейсы реализуют прозрачную модель налогообложения и проверяют своих партнеров на комплаенс. В пресс-службе «Яндекс.Маркета» отказались от комментариев.

«Совершенно непонятно, почему инфраструктурный платеж как-то увязывается с темой обеления селлеров, – это и так легальные бизнесы, которые платят положенные налоги», – отмечает Овчинников. Из-за высокой конкуренции на платформах маркетплейсов маржинальность у большинства продавцов низкая. К тому же они часто сами находятся под прессингом маркетплейсов, «которые, естественно, стремятся к тому, чтобы как можно большая часть выручки от продаж на маркетплейсах оставалась у них самих», добавил эксперт. Селлеры и так платят и за доставку товаров, и за их возврат, добавил гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. 

«Еще никогда увеличение налогообложения не способствовало обелению рынка», – отметил также Бурмистров. По его словам, любой рост налогов в той или иной форме, наоборот, «способствует уходу в серую зону или не влияет на обеление». Также налоги будут ретранслированы на потребителей за счет увеличения цен, подчеркнул эксперт.