После падения оптовых цен на горючее АЗС начали зарабатывать

Их маржа уже составляет около 1 рубля на литр и будет расти до конца года
Андрей Гордеев / Ведомости

Чистая маржинальность АЗС в России к 10 ноября перешла в положительную зону и составила 1,3 руб. за литр бензина марки Аи-95, 90 коп. за литр Аи-92 и 10 коп./л для дизтоплива, подсчитали для «Ведомостей» аналитики «Петромаркета». Автозаправки начали зарабатывать после снижения оптовых цен на топливо с пиковых показателей сентября, поясняют в компании.

Маржа продаж 92-го бензина перешла в положительную зону 7 ноября, 95-го – 2 ноября, а дизтоплива – еще 9 октября, отмечают в «Петромаркете». Пик убытков АЗС, по данным исследовательской группы, наблюдался 20 сентября, за день до введения правительством запрета на экспорт нефтепродуктов. В этот день розничная маржа по Аи-92 составляла минус 4,8 руб./л, по Аи-95 – минус 5,5 руб./л, по дизтопливу – минус 4,2 руб./л.

Маржинальность АЗС оставалась отрицательной с середины июня 2023 г. (см. «Ведомости» от 7 сентября). На этом фоне владельцы крупнейших АЗС начали отказываться от дополнительных скидок по бонусным картам или снижать размер дисконта.

По словам Павла Баженова, председателя Независимого топливного союза, объединяющего независимые сети заправок, маржа появилась и у независимых АЗС, не принадлежащих вертикально-интегрированным нефтяным компаниям (ВИНК). Первый фактор, соглашается Баженов, – это уровень оптовых и мелкооптовых цен на нефтепродукты. Второй – розничные цены ВИНК, относительно которых многие независимые ведут свою ценовую политику, добавляет он. Но по зимнему дизтопливу, по словам Баженова, пока сохраняется отрицательная маржинальность, разница между оптовой и розничной ценой составляет 3,4 руб./л.

Партнер Kept Максим Малков оценивает среднюю маржинальность заправок в пределах 70–100 коп./л. Среди факторов, положительно повлиявших на маржу розницы, Малков называет динамику цен на нефть и курса рубля, налоговую политику и проч. Но главным фактором, влияющим на маржинальность АЗС, стало снижение оптовых цен на бирже за последние два месяца, добавляет зампредседателя правления ассоциации «Надежный партнер» Дмитрий Гусев.

По данным СПбМТСБ, оптовые цены бензина марок Аи-92 и Аи-95, а также дизеля росли летом на фоне высокого спроса, в том числе со стороны сельхозпроизводителей, и активизации экспорта. В сентябре они достигли исторических максимумов. Цена Аи-92 установила рекорд 18 сентября – 70 508 руб./т, цена Аи-95 7 сентября доросла до 76 876 руб./т, летнее дизтопливо 19 сентября торговалось по 75 036 руб./т.

Оптовые цены на бирже начали снижаться еще до фактического введения запрета на поставки топлива за рубеж. Падение шло на фоне новостей о грядущих мерах правительства по борьбе с серыми экспортерами – перепродавцами топлива и небольшими нефтебазами, не производящими бензин. К началу ноября все виды топлива на бирже подешевели. 1 ноября цена Аи-92 и Аи-95 снизилась на 32,3% по сравнению с серединой сентября, дизтоплива – на 26,7%. Но с начала ноября рост на СПбМТСБ возобновился. 15 ноября тонна Аи-92 торговалась по 51 358 руб. (+7,6% к началу месяца), Аи-95 – по 53 863 руб. (+5,3%), а дизтоплива – по 61 362 руб. (+12,1%).

В начале ноября Росстат сообщил, что цена литра бензина на АЗС за 10 месяцев выросла почти на 8% при официальной инфляции в 5,5%. При этом к уровню сентября она снизилась почти на 1,5%.

Но сейчас аномально высока маржинальность мелкооптовых продаж топлива. По данным «Петромаркета», она составляет в среднем около 5900 руб./т при продажах Аи-92, а по дизтопливу – 3100 руб./т при средних многолетних значениях 1500–2000 руб./т.

По оценкам «Петромаркета», сейчас «есть все предпосылки» для дальнейшего роста маржинальности АЗС за счет снижения цен на топливо в мелком опте. Оно уже началось вслед за падением оптовых цен на нефтепродукты на товарной бирже СПбМТСБ. Маржа АЗС до конца 2023 г. будет расти, согласен Малков с прогнозами «Петромаркета».

Как прикрывали экспорт горючего

На фоне резкого роста цен в опте и мелком опте правительство 21 сентября 2023 г. ввело временный запрет на экспорт бензина и дизтоплива. Он был ослаблен 6 октября, НПЗ разрешили поставлять за границу дизель по трубопроводам при условии, что не менее 50% от объема производства будет отгружаться на внутренний рынок. Также правительство решило увеличить обязательные нормативы биржевых продаж бензина и дизеля на 2 и 3 п. п. до 15 и 12,5% соответственно. Кроме того, правительство повысило пошлину на экспорт нефтепродуктов для серых экспортеров с 20 000 до 50 000 руб./т и вернуло бюджетные выплаты НПЗ по демпферу в полном объеме с октября. С 1 сентября такие выплаты были сокращены вдвое.

После введения эмбарго на экспорт нефтепродуктов оптовые цены на бирже быстро снизились, но в мелком опте динамика была куда менее интенсивной, отмечает Гусев. По его словам, на мелкооптовые цены, в частности, давит увеличение дифференциала (разницы), который НПЗ устанавливают для отгрузок нефтепродуктов по железной дороге и автобензовозами. Если раньше поставки автомобилями были на 1000–3000 руб./т дороже, чем по железной дороге, то в последние два месяца по некоторым позициям разница доходит до 10 000 руб./т, утверждает Гусев. Он предположил, что этот дифференциал растет на фоне сохраняющихся проблем с поставками топлива по железной дороге. В результате, по его словам, покупатели предпочитают переплачивать за доставку автомобилями, но получать топливо быстрее.

Представитель РЖД заявил «Ведомостям», что все заявки на перевозку топлива на внутреннем рынке «принимаются в приоритетном порядке». Увеличение сроков доставки может быть связано с длительным простоем цистерн у грузополучателей, так как у них не хватает емкостей для хранения нефтепродуктов, отмечает собеседник.

«Ведомости» направили запросы в Минэнерго и нефтекомпаниям, владеющим АЗС.

С учетом падения розничных цен вслед за оптовыми говорить о росте маржинальности АЗС преждевременно, считает руководитель аналитического центра компании «Яков и партнеры» Геннадий Масаков. Для решения проблемы в долгосрочной перспективе необходимо сбалансировать интересы правительства, нефтекомпаний и потребителей, добавляет он. Владельцы АЗС на фоне падения рентабельности бизнеса, по словам эксперта, все еще стараются повысить ее за счет торговли в магазине при АЗС, сокращают стимулирующие акции.

В подготовке статьи участвовал Александр Волобуев