Минэнерго прогнозирует снижение выбросов СО2 в нефтегазе на 13% к 2030 году

Компании сектора нацелены на сокращение выбросов, но некоторым это не удается
Максим Стулов / Ведомости

Снижение выбросов парниковых газов в нефтегазовой отрасли России к 2030 г., по предварительным прогнозам, составит 10–13% в сравнении с уровнем 2021 г. Об этом говорится в комментариях пресс-службы Минэнерго «Ведомостям». Министерство указывает, что с 1990 по 2021 г. нефтегазовая отрасль уже смогла сократить выбросы на 32% и снижение показателя продолжается. Абсолютные цифры в комментариях не приведены.

Из «Национального доклада о кадастре антропогенных выбросов из источников и абсорбции поглотителями парниковых газов» Росгидромета следует, что в 1990 г. выбросы парниковых газов в энергетическом секторе России составляли 2,6 млрд т СО2-эквивалента за год. Выбросы нефтегазового сектора сократились со 197,9 млн т СО2-эквивалента в 1990 г. до 152,8 млн т в 2020 г.

По данным Росстата, который ссылается на кадастр антропогенных выбросов, в 2021 г. эмиссия парниковых газов в энергосекторе составила 1,68 млрд т СО2-эквивалента. Эта цифра, так же как и данные за 1990 г., дана без учета землепользования, т. е. без вычета эффекта поглощения углекислого газа лесами, болотами и т. п. В целом по экономике объем выбросов составлял 2,16 млрд т.

«Несмотря на санкции, многие крупные нефтегазовые компании в своих стратегиях и долгосрочных программах развития устанавливают целевые показатели по снижению выбросов парниковых газов, реализуют ряд мероприятий и климатических проектов по сокращению (предотвращению) выбросов», – говорится в ответе пресс-службы Минэнерго. В министерстве также сообщили, что планируют установить целевые индикаторы снижения выбросов парниковых газов в ТЭКе к 2030 и 2050 гг. в обновленной Энергетической стратегии России до 2050 г. (должна быть представлена в начале 2024 г.).

«Ведомости» направили запросы в крупнейшие нефтегазовые компании и в Минприроды.

Реализация мер по декарбонизации отраслей экономики и увеличению поглощающей способности управляемых экосистем позволит сократить выбросы парниковых газов к 2030 г. до 1,67 млрд т СО2-эквивалента (без учета поглощения парниковых газов экосистемами), т. е. объем выбросов составит 54% от уровня 1990 г. К 2060 г. предполагается достичь углеродной нейтральности (т. е. объем поглощения СО2 станет равен объему эмиссии), следует из Климатической доктрины России, утвержденной в октябре 2023 г.

Энергетический сектор является основным источником выбросов СО2 в России, отмечала Б1 в своем октябрьском исследовании. Половина всех выбросов СО2 в секторе, по данным компании, приходится на газ, 23% – на нефть, 22% – на уголь.

Почти все крупнейшие нефтегазовые компании России уже поставили для себя цели по сокращению эмиссии СО2, отмечает руководитель аналитического центра компании «Яков и партнеры» Геннадий Масаков. Например, «Газпром» планирует сократить выбросы к 2030 г. на 11,2% по сравнению с 2018 г., «Лукойл» – на 20% к 2030 г. по сравнению с 2019 г., «Роснефть» – на 30% к 2035 г. по сравнению с 2019 г., «Татнефть» – на 20% к 2030 г. по сравнению с 2019 г. и т. д.

Анализ отчетов об устойчивом развитии крупнейших компаний отрасли свидетельствует о том, что безусловной тенденции к снижению выбросов пока не наблюдается. Например, «Газпром» с 2018 по 2022 г. сократил прямую эмиссию газов почти на 11% до 214 млн т СО2-эквивалента. «Лукойл» сократил выбросы на 10% с 2018 по 2021 г. до 36 млн т, но в 2022 г. увеличил до 41 млн т. «Татнефть» же увеличила эмиссию более чем вдвое до 8,3 млн т СО-эквивалента.

Декарбонизация помогает компаниям соответствовать различным рейтингам, а также повышать энергоэффективность и экологичность производств, модернизировать мощности, развивать более эффективные технологии и т. д., поясняет Масаков. По его словам, большое количество компаний публикуют данные о снижении выбросов, чтобы привлечь внимание инвесторов, которым важно соответствие ESG-критериям.

Еврокомиссия планирует снизить выбросы парниковых газов на 55% к 2030 г. по сравнению с уровнем 1990 г. в том числе за счет введения трансграничного углеродного налога на импорт в ЕС углеродоемкой продукции. Налог собираются начать взимать с 1 января 2026 г., облагаться им будет импорт стали, труб, цемента, алюминия, удобрений и электроэнергии. Но для российских экспортеров углеродный налог стал менее актуальным после введения санкций в 2022 г. и резкого снижения экспорта в Европу. Но он остается актуальным ввиду активной разработки углеродных стратегий странами Азии («Ведомости» писали об этом 23 октября).

Кроме того, российские нефтегазовые компании должны развивать климатическую повестку для снижения рисков, связанных с климатическим регулированием в России, добавляет партнер группы операционных рисков и устойчивого развития Kept Владимир Лукин. Он соглашается с Масаковым: «Сокращение выбросов парниковых газов – это не только имиджевая и маркетинговая составляющая (ESG-рейтинги), но и показатель, характеризующий уровень технологического развития производства».

Российские власти уже несколько лет создают нормативную базу для климатического регулирования, поскольку в 2016 г. страна присоединилась к Парижскому соглашению по климату, предусматривающему ряд мер по снижению концентрации СО2 в атмосфере. На Сахалине с сентября 2022 г. проходит эксперимент по достижению нулевых выбросов. В регионе установили предельные нормативы выбросов для предприятий и организаций, которые в будущем будут уплачивать по 1000 руб. за каждую сверхнормативную тонну СО2. Эксперимент продлится до 2028 г. Также в сентябре прошлого года началась торговля квотами на выбросы углекислого газа на базе Национальной товарной биржи (входит в группу Мосбиржи).