Флот скоростных судов на Волге к концу 2025 года вырастет в 3 раза

Они потребуются для развития внутреннего туризма в России
Пресс-служба правительства Нижегородской области

Региональные судоходные компании в 2024–2025 гг. должны получить 21 скоростное речное судно для перевозки пассажиров по Волге, рассказал замминистра транспорта России Александр Пошивай на «Транспортной неделе». Сейчас «Водолет» (Нижегородская область), «Флот Республики Татарстан» и «Чебоксарский речной порт» (Чувашия) располагают 11 такими судами.

Современные скоростные речные суда на подводных крыльях – наследники «Метеоров», «Комет» и «Ракет» разработки середины XX в. Некоторые из них до сих пор эксплуатируются на Неве и Ладожском озере. Современные аналоги таких судов проектируют Зеленодольский завод имени Горького (Татария) и ЦКБ имени Алексеева (Нижний Новгород).

Проект развития скоростных речных перевозок по внутренним водным путям предусматривает четыре этапа развития. На первом этапе участвуют власти Татарии, Чувашии и Нижегородской области и судоходные компании этих регионов. Он охватывает развитие маршрутов от Городца до Ульяновска. К четвертому этапу проект должен дойти до Астраханской области.

По словам Пошивая, в 2024 г. судоходные компании трех регионов [первого этапа проекта] планируют перевезти 354 000 пассажиров, 150 000 из которых будет приходиться на Нижегородскую область, 180 000 – на Татарию, а оставшиеся 24 000 – на Чувашию. «В 2023 г. более 75% пассажиров речного транспорта путешествовали в этих регионах с туристическими целями. Поэтому на речных магистралях приоритет будет отдан развитию перевозок туристов», – пояснил он.

В начале 2023 г. правительство утвердило программу поддержки судостроения с использованием средств ФНБ, оператором которой выступает Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК). Всего в программу до 2027 г. входят 260 судов, из которых 73 – пассажирские, пояснил «Ведомостям» представитель ГТЛК.

«В этом году мы планируем законтрактовать 39 пассажирских судов. В том числе 19 скоростных, конкурсы на них объявлены в конце прошлой недели (6–12 ноября. – «Ведомости»), стоимость – порядка 8 млрд руб.», – отметил собеседник. В их числе будут заказаны 4 «Метеора-2020», 9 «Метеоров-120» и 6 «Валдаев-45Р».

«Метеор-2020» – проект Зеленодольского завода имени Горького. «Валдай-45Р» и «Метеор–120» – проекты ЦКБ имени Алексеева. Вероятность, что контракты ГТЛК выиграют другие предприятия, стремится к нулю, так как другие заводы просто не смогут их построить, говорит собеседник «Ведомостей» в одном из проектных бюро Санкт-Петербурга.

Источник в одной из судоходных компаний говорит, что планы Минтранса по развитию скоростных речных перевозок на Волге и планы ГТЛК по строительству скоростных пассажирских судов на данный момент не увязаны между собой, но через некоторое время они должны быть приведены к единому знаменателю.

Гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров считает, что новые скоростные речные суда в ближайшие годы будут востребованы и для нужд перевозочного бизнеса, и в силу развития внутреннего туризма в России. По его мнению, международные санкции не должны помешать этим проектам. «Критических проблем с импортозависимостью у этих судов нет – локальные вопросы по импортозамещению агрегатов и комплектующих решены», – полагает эксперт.