Россия в 2023 году увеличит поставки угля в Китай в полтора раза

Но в следующем году такого бурного роста эксперты не ожидают
Андрей Гордеев / Ведомости

Объем экспорта российского угля в Китай в 2023 г. может составить 100-102 млн т. Об этом заявил 20 ноября директор департамента угольной промышленности Минэнерго России Петр Бобылев.

«В этом году с очень большой долей вероятности экспорт в Китай по факту будет 100–102 млн т», – сказал он в ходе выступления на конференции «Развитие производительных сил Кузбасса» (цитата по «Интерфаксу»).

Чиновник напомнил, что в прошлом году экспорт в Китай составил 67 млн т. Таким образом, рост поставок в этом году составит 49–52%.

По словам Бобылева, в январе – сентябре 2023 г. Россия экспортировала в Китай 76,5 млн т угля. Поставки в Индию, по данным Минэнерго, за тот же период составили 21,3 млн т против 20 млн т за весь 2022 год.

По данным главного таможенного управления КНР, в январе – октябре экспорт угля из России в КНР вырос на 61,5% к тому же периоду прошлого года до 87,2 млн т. В денежном выражении поставки увеличились на 28,2% и достигли $12,37 млрд.

Бобылев добавил, что Минэнерго рассчитывает закрепить объем поставок угля в Китай в объеме 100 млн т в год в межправительственном соглашении. «Мы сейчас прорабатываем с коллегами и очень надеемся, что у нас получится все-таки сделать межправсоглашение, где на будущее эти 100 млн т будут зафиксированы», – сказал он.

В 2022 г. на фоне ужесточения антироссийских санкций из-за СВО на Украине, включающих запрет на поставки российского угля в Евросоюз (ЕС), российские угольщики начали перенаправлять поставки из Европы в Азию. При этом существенного падения экспорта угля из России в 2022 г. не произошло. По данным Минэнерго, он уменьшился всего на 1% год к году и составил 221,2 млн т. Добыча, по данным министерства, увеличилась в 2022 г. на 0,3% до 443,6 млн т за счет роста поставок на внутренний рынок.

В январе – сентябре 2023 г. добыча угля в России увеличилась на 0,9% до 315 млн т, следует из данных Росстата. В сентябре этого года министр энергетики России Николай Шульгинов сообщал, что экспорт угля с начала года вырос более чем на 3%, не приводя абсолютных цифр. Замминистра энергетики Сергей Мочальников в середине ноября уточнял, что угольный экспорт в физическом выражении превысил 176 млн т, добыча – 373 млн т. Объемы экспорта и добычи угля в 2023 г., по его словам, ожидаются примерно на уровне прошлого года.

По данным Центра ценовых индексов (ЦЦИ) Газпромбанка, экспортные цены на российский энергетический уголь снижались с начала II квартала вслед за мировыми. В середине июня котировки достигли минимумов 2023 г. Энергоуголь с калорийностью 5000 ккал на 1 кг на базисе FOB («с погрузкой на судно») Дальний Восток стоил около $70/т, 6000 ккал – менее $100/т. В июле цены перешли к росту на фоне увеличения спроса в Китае и Индии, за период с начала сентября по конец октября котировки выросли на 22–30% («Ведомости» писали об этом 7 ноября). В конце октября уголь с калорийностью 6000 ккал стоил $119/т, 5000 ккал – $99/т.

Руководитель управления аналитики по рынкам ценных бумаг Альфа-банка Борис Красноженов отмечает, что на прошлой неделе австралийский энергоуголь калорийностью 6000 ккал торговался по $122/т на базисе FOB Ньюкасл, а российский уголь аналогичной калорийности стоил $98/т (FOB Дальний Восток). 20 ноября стоимость декабрьских фьючерсов на австралийский энергоуголь (FOB Ньюкасл) составляла $124/т, свидетельствуют данные биржи ICE.

Российский коксующийся уголь на базисе FOB Дальний Восток в конце октября, по данным ЦЦИ, стоил $154/т. В середине октября он начал дешеветь из-за снижения спроса на сталь в Китае.

Красноженов отмечает, что Китай сейчас импортирует всего 5–6% от общего потребления в стране в 4 млрд т в год. Объемы экспорта в КНР из России, по его мнению, будут зависеть от пропускной способности железнодорожной и портовой инфраструктуры. По словам аналитика ЦЦИ Газпромбанка Евгения Грачева, на объемы поставок также будут влиять стоимость топлива на альтернативных рынках и возможности вывоза угольной продукции в западные порты РФ. По оценке ЦЦИ, в середине ноября экспортный нетбэк (цена реализации за вычетом стоимости доставки до покупателя) при поставках энергоугля в восточном направлении превышал отгрузку на запад примерно на $24/т. Таким образом, поставки на рынки Китая, Южной Кореи и Вьетнама для экспортеров, имеющих доступ к дальневосточным портовым терминалам, сейчас более выгодны. При этом цены на коксующийся (металлургический) уголь по контрактам с поставкой в Индию, по словам эксперта, выше, чем для китайского рынка. Красноженов прогнозирует, что по итогам 2024 г. поставки в Китай будут близки к 2023 г., возможно демонстрируя небольшой рост.

Аналитик ФГ «Финам» Алексей Калачев отмечает, что межправсоглашение между РФ и Китаем помогло бы обеспечить стабильные объемы поставок, поскольку КНР стремится диверсифицировать источники импорта, и объем экспорта в зависимости от их условий может «варьироваться от месяца к месяцу». Эксперт Института развития технологий ТЭК Кирилл Родионов добавляет, что стремление Минэнерго закрепить объемы экспорта угля в Китай в межправсоглашении связано с рисками дальнейшего сужения географии поставок российского экспорта угля – как энергетического, так и металлургического. Согласно данным Global Energy Monitor, к июлю 2023 г. на стадии строительства в мире находились угольные теплоэлектростанции мощностью 204,2 ГВт, указывает эксперт. Из них 67% – в Китае, 15% – в Индии. Еще 8% приходилось на Индонезию и ЮАР, которые обеспечены собственным углем. Мощность строящихся кислородно-конверторных печей, использующих для выплавки стали коксующийся уголь, в марте 2023 г. составляла 94,1 млн т в год, из них 80%, или 75,3 млн т, приходилось на Китай и Индию, добавляет Родионов.

По оценке Калачева, экспорт российского угля сохраняет рентабельность при ценах выше $80/т. Красноженов прогнозирует, что в 2024 г. в условиях ожидаемого ослабления доллара к другим мировым валютам на угольном рынке будет наблюдаться положительная динамика цен (на сколько они могут вырасти, не уточняет). Калачев допускает рост на 10–15%.

Красноженов также отмечает высокий текущий спрос на российский уголь в Юго-Восточной Азии: Шри-Ланке, Малайзии и Вьетнаме. Калачев добавляет, что также растет экспорт в Турцию, Марокко и Пакистан.