ОСК согласовала условия достройки крупнейшего рыболовного судна

Стороны договорились о дофинансировании на 600 млн рублей
ПСЗ «Янтарь» / ОСК

Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь», входящий в Объединенную судостроительную корпорацию (ОСК), согласовал условия достройки большого морозильного рыболовного траулера «Виктор Гаврилов», выяснили «Ведомости». Сумма контракта, по словам двух источников, близких к заказчику и ОСК, выросла на 600 млн руб.

Заказчиком является компания «Рыболовецкий колхоз им. Ленина» (одна из крупнейших рыболовных компаний в России, принадлежит Сергею Тарусову).

Третий источник, знакомый с ходом строительства рыболовного судна, уточнил «Ведомостям», что завод и рыболовная компания еще не подписали дополнительное соглашение. Но принципиальная договоренность о выделении заказчиком дополнительных 600 млн руб. на достройку достигнута, уверяет он. Основное оборудование для заказа, по его словам, уже законтрактовано и большая часть доставлена на завод.

«Ведомости» направили запросы в ОСК и Рыболовецкий колхоз им. Ленина.

Стороны обсуждали данный вопрос на одном из ноябрьских совещаний, посвященных строительству рыболовного флота, с участием нового гендиректора ОСК Андрея Пучкова (бывший зампред ВТБ, банк получил корпорацию во временное управление на пять лет в августе 2023 г.) и министра сельского хозяйства Дмитрия Патрушева, говорят собеседники.

Траулер «Виктор Гаврилов» – крупнейшее рыболовное судно из строящихся сегодня на российских верфях. Проект судна 5670 WSD разработала петербургская «Вяртсиля восток» (бывшая «дочка» финской Wartsila, ушедшей с российского рынка). Длина судна составит 121 м, ширина – 21,6 м, водоизмещение – 13 000 т. Его оснастят морозильными трюмами и рыбоперерабатывающей фабрикой производительностью от 150 т продукции в сутки.

Стороны заключили договор на строительство «Виктора Гаврилова» в 2018 г., заказчик должен был получить его в 2023 г. По словам источника «Ведомостей», близкого к «Янтарю», изначально траулер стоил более 7 млрд руб. В оговоренные в контракте сроки судостроители не уложились. Представитель заказчика говорил в мае «Ведомостям», что сроки сдачи судна перенесли – сначала на 2024 г., а затем на октябрь 2025 г. Весной 2023 г. судостроительный завод потребовал увеличить цену контракта на 1,2 млрд руб. Представители верфи объясняли увеличение стоимости судна ошибкой на стадии расчета стоимости монтажа кабеля на судне. Представитель ОСК, в свою очередь, утверждал, что судно подорожало из-за перепроектирования и дополнительных работ.

После начала СВО на Украине в феврале 2022 г. США, Великобритания, ЕС и другие недружественные страны ввели санкции, которые, в частности, запрещают поставку технологического оборудования для российских проектов. Это привело к удорожанию строящихся в России в рамках программы инвестиционных квот («квот под киль») рыболовных судов.

В Минсельхозе переадресовали запрос «Ведомостей» в Росрыболовство. Представитель агентства заявил «Ведомостям», что оно «не вмешивается в отношения хозяйствующих субъектов, которые решают разногласия и споры в рамках гражданско-правового регулирования». «Проект по строительству «Виктора Гаврилова» реализуется с соблюдением сроков, определенных законодательством, которое также учитывает возможность переноса сроков сдачи судна по объективным причинам в установленных пределах», – добавил он.

Что такое «квоты под киль»

С 2017 г. 20% квот на вылов рыбы распределяется в России в рамках «квот под киль» (инвестквот). Инвестор берет на себя обязательство построить перерабатывающий завод в России или промысловое судно на отечественной верфи, а Росрыболовство за это выдает разрешение на вылов. В 2019 г. на аукционах в рамках этой программы было перераспределено на 15 лет и 50% квот на вылов краба. В рамках первого этапа заключены контракты на строительство 64 рыбопромысловых судов и 41 судна-краболова в общей сложности на 270 млрд руб. На втором этапе (начался в 2023 г.) программы перераспределяется 24% квот на минтай и сельдь на Дальнем Востоке и 50% от общего объема добычи краба (как в ДФО, так и на севере страны), будет построено около 30 рыбопромысловых судов (из них 10 – для промысла минтая и сельди), 30 краболовов и 8 рыбоперерабатывающих комплексов на Дальнем Востоке.

Представитель Минпромторга напомнил, что ведомство в октябре 2022 г. запустило программу компенсации из федерального бюджета затрат на разработку, создание и внедрение в серийное производство судового комплектующего оборудования (постановление правительства № 1872).

Исполнители комплексных проектов разрабатывают критическое оборудование в том числе для таких судов, как траулер «Виктор Гаврилов», добавил он. Это общесудовое оборудование (радионавигационное оборудование мостиковой системы, подруливающие устройства, холодильное и камбузное оборудование) и специальное рыбопромысловое и рыбоперерабатывающее (рыбофабрики, рыбомучные установки, элеваторы и проч.).

«Судовое оборудование, подлежащее разработке в рамках субсидий, будет запущено в серийное производство и доступно на рынке начиная с 2024–2025 гг.», – говорит представитель Минпромторга.

Директор по развитию Portnews Надежда Малышева отмечает участившиеся случаи, когда верфи требуют дофинансирования строящихся судов у заказчиков. Это происходит в том числе из-за подорожания импортного оборудования после введения санкций в 2022 г. «Дофинансирование со стороны заказчика, вероятнее всего, – единственный способ завершить строительство судов, заказанных до февраля 2022 г.», – считает эксперт.

Но гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров полагает, что государству не следует полностью перекладывать достройку рыболовных судов, заложенных на первом этапе инвестквот, на плечи заказчиков. «После введения санкций, падения курса рубля и увеличения стоимости импортного оборудования необходимость дофинансировать строительство – это объективная реальность. При этом увеличение себестоимости заказов в таких объемах существенно ухудшает экономику проектов, особенно с учетом выросших процентных ставок по кредитам», – пояснил эксперт.