РЭО и регионы просят увеличить нормы нагрузки на ось для мусоровозов

Требования по допустимой нагрузке на ось вынужденно нарушают до половины машин в стране
Донат Сорокин / ТАСС

Российский экологический оператор (ППК РЭО) предлагает внести изменения в закон о дорогах и о дорожной деятельности, предусматривающие повышение допустимой нагрузки на ось для мусоровозов. Эту позицию гендиректор РЭО Денис Буцаев изложил в письме, направленном уполномоченному при президенте по защите прав предпринимателей Борису Титову (есть в распоряжении «Ведомостей»).

Показатель максимально допустимой нагрузки на ось – один из базовых в эксплуатации грузовых транспортных средств. Он варьируется в зависимости от вида грузовика, его массы, количества осей и типа дороги, по которой он передвигается. С 1 января 2023 г. в России вступили в силу новые нормы и правила, регулирующие допустимую грузоподъемность на оси транспортных средств, часть нормативов увеличили. Допустимая нагрузка на ось для трехосного транспортного средства, коими в основном являются современные мусоровозы, теперь варьируется в диапазоне от 8 до 10 т на переднюю ось и от 11,5 до 15 т на каждую заднюю ось. Но, по данным РЭО, больше половины мусоровозов в стране не могут соблюдать и новые требования по нагрузке на ось для грузовых машин.

По мнению Буцаева, новые значения нагрузки должны быть определены при участии Минтранса и Минпромторга. Он также предлагает установить переходный период, в течение которого операторы должны будут заменить используемый транспорт. В это время стоит предоставить меры поддержки региональным операторам: например, это могут быть субсидии на компенсацию расходов, связанных с транспортировкой твердых коммунальных отходов (ТКО). Кроме того, в переходный период предлагается не применять административную ответственность за нарушение требований о допустимой осевой нагрузке при транспортировке ТКО либо выдать специальные разрешения для осуществления этой работы.

Поводом для запроса Титова к Буцаеву стала ситуация с сахалинским оператором по обращению с твердыми бытовыми отходами «Экосити», сообщил омбудсмен «Ведомостям». Директор предприятия заявлял, что в последние несколько месяцев водители мусоровозов «неизменно» получают на автоматических пунктах весогабаритного контроля информацию о превышении осевой нагрузки, что влечет за собой штраф в несколько сотен тысяч рублей. В «Экосити» же объясняли эту проблему особенностями техники: значительная часть устройства пресса установлена на задней части автомобиля, что создает дополнительную нагрузку на заднюю ось. «Даже не полностью загруженный мусоровоз в среднем имеет превышение предельной нагрузки на ось на уровне 22%», – говорил Титов. «Выхода два: либо не менять условия регулирования, но обеспечить операторам ТКО бюджетные субсидии на замену автопарка (разумеется, преимущественно отечественного производства), либо смягчить для них условия по допустимой нагрузке на ось», – предлагал он. Титов заверил, что позиция РЭО будет учтена при формировании предложений в адрес Минтранса.

Штрафов за перегруз можно избежать и сегодня, если получить в соответствующих органах специальное разрешение, но в таком случае его требуется получать на каждую машину, на каждый ее маршрут, на каждый вид дороги, продолжил Титов.

По данным РЭО на 2022 г., на единовременную замену необходимого количества мусоровозов потребовалось бы не менее 67 млрд руб., что составляло 26,5% от совокупной необходимой валовой выручки регоператоров. Кроме того, пишет Буцаев, такая замена повлечет рост расходов на транспортировку в целом из-за роста расходов на топливо, сырье и материалы для текущего техобслуживания.

До 67 млрд руб.

по данным РЭО, на 2022 г. потребовалось бы на единовременную замену необходимого количества мусоровозов, что составляло 26,5% от совокупной необходимой валовой выручки региональных операторов

Архангельский регоператор «Экоинтегратор» заявил, что компания получает штрафы, которые достигают 400 000 руб. Представитель регионального оператора «Ситиматик Чувашия» говорит о штрафах до 700 000 руб. «Даже не полностью загруженный мусоровоз в среднем дает превышение предельной нагрузки на ось, а это штраф на юрлицо от 250 000 до 400 000 руб.», – пояснил он. При этом законодательного принуждения на смену автопарка быть не должно, считает представитель «Экоинтегратора». «В автопарке порядка 220 мусоровозов, каждый стоит не меньше 10 млн руб. Менять автотранспорт на менее габаритный очень затратно. Увеличатся и топливные расходы из-за пополнения единиц спецтехники на маршруте, в тот момент как объемы перевозки останутся те же», – пояснил представитель регоператора. Алтайский оператор «Экосоюз» также указал, что новые мусоровозы на рынке либо отсутствуют совсем, либо также не соответствуют действующим стандартам. Кроме того, при отгрузке ТКО невозможно осуществлять контроль за массой отгружаемых отходов в принципе, поскольку мусор распределяется внутри мусоровоза неравномерно, добавил директор «Экосоюза» Андрей Кулагин.

Кто столкнулся с регулярными штрафами за перегруз?

Проблему со штрафами за перегруз «Ведомостям» подтвердили операторы из Архангельской области («Экоинтегратор»), Чувашии («Ситиматик Чувашия»), Курской области («Экопол», отвечает за Юго-Западную зону области), Алтайского края («Экосоюз», отвечает за Барнаульскую зону Алтайского края), Пермского края (ПРО ТКО), Кемеровской области («Чистый город Кемерово», отвечает за зону «Север» этой области), Ставропольского края (ООО «ЖКХ», отвечает за южную часть Ставропольского края), Карелии («Карельский экологический оператор»), Еврейской автономной области («Дом-строй»), Краснодарского края («Крайжилкомресурс», отвечает за пять муниципальных районов, включая город Сочи), Рязанской области («Эко-Пронск»), Вологодской области («Аквалайн»), Татарстана (ПЖКХ, отвечает за Западную зону Татарстана), Ивановской области («Региональный оператор по обращению с ТКО»), Самарской области («Экостройресурс»).

Гендиректор оператора ЕАО «Дом-строй» объясняет, что замена мусоровозов не поможет решению проблемы, потому что население плохо информировано в области обращения с ТКО и складирует в контейнеры другие виды отходов. «Один мешок кирпичей по весу может заменить несколько десятков мусорных мешков, из-за чего спецтехнике грозит превышение допустимой нагрузки», – поделился он. Представитель краснодарского оператора «Крайжилкомресурс» говорит, что замена машины на менее грузоподъемные имеет свои недостатки: увеличение количества рейсов, увеличение количества спецтехники и экипажа, увеличение автомобильного трафика.

Допустимые нормы весовых параметров транспортных средств определены в целях недопущения преждевременного износа или разрушения дорожных одежд, пояснил «Ведомостям» представитель Росавтодора. «Движение транспортных средств, весовые параметры которых превышают допустимые значения, может создать угрозу для безопасности участников дорожного движения, а также нанести значительный ущерб транспортной инфраструктуре», – сказал собеседник.

Минтранс также не поддерживает внесение в законодательство изменений, предусматривающих возможность движения по автодорогам сверхнормативных транспортных средств, используемых для транспортировки ТКО, сообщил «Ведомостям» представитель пресс-службы ведомства. «Введение подобных исключений представляет собой косвенное субсидирование перевозок ТКО сверхнормативными транспортными средствами за счет средств дорожных фондов всех уровней. Субсидирование автоперевозок за счет средств на строительство, реконструкцию, ремонт и содержание автомобильных дорог недопустимо», – пояснил он.

Согласно исследованию Российского дорожного научно-исследовательского института, увеличение допустимых параметров нагрузки на ось транспортных средств без изменения норм проектирования автомобильных дорог приведет к значительному увеличению затрат на поддержание автодорог в нормативном состоянии, что негативно скажется на возможностях строительства новых дорог, добавил представитель Минтранса.

Введение исключений для перевозки отдельных грузов может повлечь за собой справедливое требование занятых в других отраслях народного хозяйства субъектов предпринимательского права изменить законодательство в их интересах, добавил представитель «Автодора».

Если региональные операторы будут брать «справедливую плату» за фактический объем ТКО, то их выручка сократится минимум в 2 раза, считает член комитета «Деловой России» по переработке отходов и вторичным ресурсам Сергей Завьялов. Текущие нормы по нагрузке на ось устарели, сказал «Ведомостям» общественный уполномоченный по вопросам экологии в Москве Михаил Замарин. У транспорта есть технические возможности перевозить грузы больше, создаются контейнеры для перевозки мусора в больших объемах, добавил он.