Российские металлурги на 40% увеличили экспорт чугуна в ЕС

Поставки продолжают расти в преддверии возможных санкций
Александр Река / ТАСС

Поставки чугуна из России в страны ЕС в январе – сентябре 2023 г. выросли на 40% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года до 1,25 млн т. Об этом свидетельствуют последние данные Европейского статистического агентства (Eurostat). В сентябре 2023 г. поставки выросли вдвое год к году до 117 153 т.

На российскую продукцию приходится 61% от общего импорта чугуна в ЕС. Другие крупные поставщики – Бразилия (272 714 т за девять месяцев), Южная Африка (230 248 т) и Украина (160 942 т). При этом объемы экспорта российского чугуна в ЕС начали расти еще в прошлом году, тогда они увеличились в годовом выражении на 74% до 1,17 млн т.

15 ноября агентство Bloomberg сообщало, что ЕС обсуждает очередной, 12-й по счету, пакет санкций против России. В частности, предлагается ввести запрет на импорт алмазов, сжиженного газа, химикатов, литиевых батарей и чугуна. Новые ограничения, по оценкам Брюсселя, должны нанести России ущерб в $5,3 млрд в год.

По данным Мировой ассоциации стали (World Steel Association), в январе – сентябре 2023 г. производство чугуна в мире составило 1,07 млрд т, что на 1,9% больше, чем за тот же период 2022 г. Среди лидеров – Китай с 675,2 млн т, Индия с 100,2 млн т, Япония с 47,5 млн т. Россия замыкает четверку производителей – 46,7 млн т, это на 4,3% больше, чем в тот же период 2022 г.

Геополитическая нестабильность отражается на российских экспортерах через санкции и изменение цен в соответствии с новой рыночной реальностью, отмечали аналитики S&P Global в своем августовском обзоре. Около половины экспорта чугуна из РФ традиционно приходилось на США, где в марте 2023 г. были введены 70%-ные пошлины на большинство металлов российского происхождения, ставшие фактически заградительными. Ежемесячный экспорт чугуна из России на мировой рынок, по данным S&P Global, с 2022 г. снизился до 230 000–280 000 т против 350 000–400 000 т в предшествовавшие годы. Согласно данным отраслевого агентства Metals & Mining Intelligence (MMI), в прошлом году из России было отправлено за границу 3,84 млн т чугуна, это падение на 11% к 2021 г. Экспорт осуществлялся в Турцию, США, Италию, Польшу, Латвию, Южную Корею, Японию и Китай.

Европа может частично заместить объемы российских поставок чугуном из Бразилии и Украины, считает директор по развитию MMI Илья Коломиец. Но это приведет к росту цен для потребителей. В случае переориентации поставок перспективным направлением для России станут азиатские рынки, прежде всего Китай и Индия. «Частично объемы можно перенаправить в Турцию, но это приведет к серьезному давлению цен на данном направлении», – указывает аналитик.

Аналитики S&P также считают, что Китай будет все более значимым покупателем российского чугуна. Но различия в способе производства стали, по их мнению, делают регулярные закупки маловероятными. «Важными факторами будут спрос на сталь внутри Китая, простой старых мощностей и экологическая повестка. Российских поставщиков также не устраивают низкие цены, которые предлагают китайские покупатели, и дорогая логистика», – отмечается в обзоре.

ЕС в 2022 г. после начала СВО ввел ограничения на поставки из России целого ряда металлургической продукции, включая изделия из стали и железа. Но затруднения со сбытом отечественные металлурги начали испытывать также и по продукции, которая впрямую не попала под санкции. Так, в августе 2023 г. старший вице-президент – финансовый директор «Норникеля» Сергей Малышев отмечал, что, хотя компания не попала под ограничения, ее «давние иностранные партнеры» фактически ввели добровольные санкции. Это касается, по его словам, всех сторон бизнеса: операционной деятельности, сбыта, логистики, финансирования.

Кроме того, в условиях повышенных рисков большинство участников рынка требуют скидок на российскую продукцию. В 2023 г. цена за 1 т чугуна из России, согласно S&P, была на $108 ниже, чем при поставках из Бразилии на аналогичных условиях. Так, согласно июньским показателям, цена чугуна на базисе FOB («с погрузкой на судно») Черное море составляла $355 за 1 т, в то время как бразильский чугун отгружается по $437 за 1 т.

Для уменьшения этой разницы Россия должна либо вернуть себе доступ к американскому рынку, либо сократить выпуск чугуна наполовину – оба сценария маловероятны, отмечают в S&P. Большинство российских компаний снижают экспорт чугуна за счет увеличения выплавки стали и перераспределения объемов в Турцию, Европу, Азию и на Ближний Восток, считают аналитики агентства.

Данные MMI и S&P по ценам незначительно отличаются. По данным MMI, индикативные котировки чугуна в Италии в середине ноября составляли $375–390 за 1 т на базисе CFR («доставка до порта») или $340–350 за 1 т FOB Черное море, а котировки предложения на российский чугун были примерно на $10/т выше. В Турции цены спроса на российский чугун с низким содержание марганца составляют порядка $380 за 1 FOB Черное море (около $405 за 1 т на базисе CFR), на рядовой передельный чугун – на $10–15за 1 т ниже.

По данным MMI, котировки на российский чугун, которые росли в I квартале 2023 г., затем начали снижаться и падали вплоть до октября на фоне снижения спроса на мировом рынке из-за негативной ситуации в сегменте стального проката (динамику агентство не приводит). Но благодаря удорожанию лома и сокращению предложения чугуна из России экспортеры смогли вновь поднять цены, и MMI прогнозирует их рост до конца этого года.

Крупнейшие российские производители чугуна – «Северсталь», НЛМК, Evraz, «Уральская сталь» и ПМХ. В этих компаниях не ответили на запросы или отказались от комментариев «Ведомостям», так же поступили в пресс-службе Минпромторга. Представитель ММК уточнил, что холдинг не экспортирует чугун (использует его в качестве сырья для выплавки стали).

Рынок ЕС привлекателен для российских компаний из-за близости, развитой логистики, хорошего спроса и высоких цен на фоне снижения собственного производства, отмечает аналитик ФГ «Финам» Алексей Калачев. Но в долгосрочной перспективе европейская металлургия будет сокращать использование чугуна, переходя на технологии получения железа с меньшим углеродным следом, полагает Калачев. Он считает, что дефицит чугуна и введение трансграничного углеродного налога (норматив ЕС, при котором производитель должен доплачивать сборы за выбросы парниковых газов. – «Ведомости») послужат основными драйверами цены на рынке ЕС, которые делают инвестиции в технологии получения прямого восстановленного железа (т. е. без использования чугуна с высоким содержанием углерода. – «Ведомости») более привлекательными.

В подготовке статьи участвовал Василий Милькин