Севморпути не хватает угля с Таймыра

Вывоз топлива с полуострова в этом году пока отстает от плана
Денис Кожевников / ТАСС

За 10 месяцев 2023 г. с Сырадасайского месторождения на Таймыре по Севморпути (СМП) было вывезено всего 200 000 т угля. Об этом говорится в презентации консультационной компании «Гекон» (есть у «Ведомостей»). Планом развития СМП, который был утвержден правительством России в августе прошлого года, предусматривались отгрузки в размере 1,8 млн т. Но в пресс-службе Минэнерго уточнили «Ведомостям», что заявленный объем перевозок по СМП на 2023 г. в рамках проекта освоения этого месторождения составляет 800 000 т, куда входят в том числе генеральные грузы, топливо и т. д.

Представитель компании «Северная звезда» (входит в AEON Романа Троценко. – «Ведомости»), которая реализует проект, подтвердил «Ведомостям» снижение показателя грузопотока относительно заложенного в плане развития СМП до 800 000 т в 2023 г. По его словам, возможность корректировки объемов отдельным соглашением была изначально предусмотрена планом развития СМП и такое соглашение было подписано.

Сырадасайское месторождение – одно из крупнейших в мире месторождений коксующегося (металлургического) угля, его ресурсы оцениваются более чем в 5 млрд т. Проект включает строительство угольного разреза мощностью 5 млн т (с перспективой увеличения до 10 млн т на втором этапе), обогатительной фабрики, морского порта Енисей и аэропорта Таймыр. Объем инвестиций до 2025 г. оценивался в 45 млрд руб., завершить создание угольного кластера планируется до 2040 г.

Уголь в течение года вывозился по СМП неравномерно – только в январе, феврале и октябре, следует из презентации «Гекона». В январе и феврале с Сырадасайского месторождения в Мурманск было перевезено около 60 000 т угля. В октябре отправили 120 000 т. С марта по сентябрь уголь с месторождения по СМП не вывозился, хотя лето и начало осени считаются наиболее благоприятным временем для судоходства по СМП.

В презентации поясняется, что проекту вплоть до начала 2030 г. не будет хватать собственных судов для вывоза продукции. Согласно плану развития СМП, в 2024 г. по нему должно быть перевезено уже 3,5 млн т угля.

В октябре 2022 г. «Северная звезда» начала промышленную добычу угля на месторождении и поставки продукции в Китай (были отгружены первые 100 000 т). Речь также шла о потенциальной возможности отгрузок и на внутрироссийский рынок. Гендиректор «Северной звезды» Сталбек Мишаков говорил в 2022 г., что компания также ведет переговоры о поставках продукции с потенциальными покупателями из Турции, Индии, Вьетнама и Бразилии. «Северная звезда» пока приостановила проект по строительству обогатительной фабрики из-за проблем с поставками оборудования, связанных с санкциями.

В комментариях пресс-службы Минэнерго «Ведомостям» сообщается, что вся угольная продукция с Сырадасайского месторождения поставляется на экспорт. В ответе министерства указано также, что внутренний спрос на уголь в России полностью обеспечен, Минэнерго в постоянном режиме следит за ситуацией и «держит вопрос на контроле».

В начале ноября OFAC (подразделение минфина США, отвечающее за правоприменение в области санкций) внесло в SDN list (черный список) AEON и связанные с ней компании.

В 2021 г. грузопоток по СМП составил 34,85 млн т, в 2022 г. – 34,12 млн т. Уголь занимает относительно небольшую долю в общем грузопотоке по СМП, следует из плана развития. В 2024 г. она должна составить всего около 4% (3,5 млн т из общих 90 млн т) и оставаться примерно на таком уровне вплоть до 2035 г. Гораздо большее значение в части обеспечения грузовой базой СМП имеют нефтегазовые проекты. Например, «Восток ойл» «Роснефти» может в 2024 г. обеспечить перевозку 30 млн т грузов, т. е. треть всей грузовой базы на СМП в зависимости от уровня общего грузопотока, согласно плану развития СМП.

Значительный вес для проекта СМП также будут иметь экспортоориентированные СПГ-проекты «Новатэка» «Ямал СПГ» и «Арктик СПГ – 2». Первый уже работает на полную мощность и должен ежегодно отгружать на СМП 19,5–20 млн т сжиженного газа. Запуск первой линии «Арктик СПГ – 2» запланирован на декабрь 2023 г., вторая должна заработать в 2024 г., третья – в 2026 г. Мощность каждой линии составит 6,6 млн т СПГ в год.

Под каждый из этапов запуска «Арктик СПГ – 2» «Новатэк» должен был получать партии газовозов – всего 21 судно, из них 11 СПГ-танкеров уже к январю 2024 г. В «Геконе» прогнозируют, что на время работы двух очередей на основе имеющегося флота обоих проектов «Новатэк» с задействованием двух перевалочных комплексов на западе и востоке СМП может организовать устойчивый вывоз продукции. Но к моменту запуска третьей линии «Арктик СПГ – 2», когда общее производство на «Ямал СПГ» и «Арктик СПГ – 2» составит 38,6 млн т, проекты начнут также испытывать проблемы с наличием танкеров – провозные способности флота станут недостаточными.

В Минтрансе переадресовали запрос «Ведомостей» в «Росатом» (назначен оператором СМП). Представитель «Росатома» рассказал, что на 27 ноября по СМП перевезено 32,78 млн т грузов, что на 5,7% выше, чем за тот же период 2022 г. К концу года в госкорпорации ожидают рекордный грузопоток в пределах 36 млн т. «В 2024 г. продолжится заметный рост грузопотока и выход по итогам года на очередной рекорд грузоперевозок по СМП. Это связано с началом важнейшего этапа развития СМП – регулярной навигации на восточном направлении. Точные цифры объема грузопотока можно будет рассчитать только в течение 2024 г.», – добавил представитель «Росатома». Собеседник напомнил, что соглашения с грузоотправителями по обеспечению грузопотока по СМП подписаны в сентябре 2022 г.

Что возят по Севморпути

За 10 месяцев 2023 г. по СМП перевезено 32,5 млн т грузов. За год объем должен составить 36 млн т, согласно паспорту федеральной программы «Развитие СМП», или 46,82 млн т – по прогнозу, заложенному в плане развития СМП. Больше половины перевезенных грузов за январь – октябрь (около 17 млн т) – СПГ, около 7 млн т – нефть. Существенную часть также занимают генеральные грузы и транзит, в который включают экспортные перевозки нефти из российских портов, не входящих в СМП. Транзит по СМП в 2023 г. – 2,12 млн т, это резкий рост после падения в прошлом году до 200 000 т. Международный транзит в этом году по СМП не идет.

«Ведомости» также направили вопросы в «Роснефть», «Новатэк», «Газпром нефть», «Норникель» (основные грузоотправители по СМП).

Управляющий директор рейтинговой службы НРА Сергей Гришунин отмечает, что сейчас добыча на Сырадасайском месторождении отстает от проектной, но это «типично для российских угольных проектов». Поставки оборудования для обогатительной фабрики задерживаются из-за санкций, а экспортировать необогащенный уголь – плохая идея из-за бросовой цены, поясняет аналитик. По его словам, внутренний рынок угля полностью обеспечен сырьем – внутренние поставки идут в основном из Кемеровской области на запад. «Скорее всего, грузы нефтегазовой отрасли, включая нетрадиционные для маршрута сжиженные углеводородные газы (используют в том числе в качестве моторного топлива) и удобрения, позволят компенсировать выпавшие в 2023 г. объемы перевозок угля. Скорее всего, до 2035 г. добычу на «Северной звезде» удастся привести к проектным уровням», – считает Гришунин.

По мнению главы консультационной компании «Гекон» Михаила Григорьева, из 23 балкеров под иностранным флагом, которым распоряжением правительства разрешены перевозки угля из Диксона в 2024 г., только три судна с арктическими ледовыми классами Arc4 и Arc5 смогут обеспечить его круглогодичный вывоз. Остальные 20 судов с низким ледовым классом или без него смогут работать только в летне-осеннюю навигацию.

Ведущий эксперт УК «Финам» Дмитрий Баранов согласен, что компенсировать падение перевозок угля по СМП возможно за счет увеличения объемов транспортировки других грузов. Задача по наращиванию грузопотока до плановых показателей к 2035 г., по его мнению, скорее всего, будет выполнена, в том числе благодаря росту отгрузок с Сырадасайского по мере развития проекта.

В подготовке статьи принимала участие Дарья Савенкова