Экспорт фанеры из России в 2023 году продолжит снижаться

Но темпы падения замедляются на фоне роста поставок на новые рынки
Владимир Смирнов / ТАСС

По словам консультанта компании WhatWood Игоря Новоселова, в 2023 г. экспорт фанеры из России сократится на 25% год к году и составит около 1,5 млн куб. м. Такой же прогноз по ожидаемому объему поставок за рубеж приводит директор практики ЛПК Strategy Partners Валентин Гаврилов. Но, согласно его подсчетам, снижение к 2022 г. составит около 30%.

При этом в досанкционном 2021 году, по данным ФТС, из России было экспортировано 3,04 млн т фанеры. Исходя из этих данных, темпы снижения экспорта постепенно замедляются – в 2022 г. экспорт просел на треть по сравнению с 2021 г. до 2 млн куб. м.

За 10 месяцев 2023 г. экспорт фанеры из России, по данным WhatWood, составил 1,2–1,3 млн куб. м – на 28–29% меньше, чем за аналогичный период 2022 г. Аналогичную динамику за девять месяцев приводит Гаврилов – минус 29% год к году до 1,14 млн куб. м.

По данным Росстата, производство фанеры в январе – октябре этого года снизилось к аналогичному периоду 2022 г. на 4,3% и составило 2,7 млн куб. м. При этом в октябре этого года показатель вырос на 16,5% к октябрю прошлого года до 288 000 куб. м, а к сентябрю 2023 г. – на 7,3%. Данные по экспорту за 2022 и 2023 гг. ФТС не раскрывает.

Такое снижение производства и экспорта фанеры произошло на фоне отказа ЕС от продукции из России. До введения санкций 2022 г. Евросоюз был крупнейшим экспортным рынком для российских предприятий ЛПК. С 10 июля 2022 г. ЕС запретил импорт древесины, фанеры, древесных плит и пеллет из России. В октябре Брюссель также ввел эмбарго на ввоз целлюлозной массы и отдельных видов бумаги и картона из РФ.

На этом фоне отечественным компаниям пришлось выходить на новые рынки сбыта, а также наращивать поставки по альтернативным направлениям. Если до 2022 г. основной объем экспорта российской фанеры приходился на европейские страны (55%) и США (13–15%), то в 2023 г. в топ импортеров вышли Египет (около 20%), Китай (15%) и Турция (14%), поясняет Гаврилов. Еще 14% поставок фанеры пришлось на Азербайджан, Узбекистан и Казахстан, добавляет он. Российские экспортеры активно разрабатывают новые каналы продаж, ищут новых контрагентов и новые ниши сбыта, отмечает Новоселов.

США после начала СВО на Украине отменили так называемый режим наибольшего благоприятствования (предоставление таможенных и налоговых льгот) в торговле с Россией и Белоруссией. В результате импортная пошлина на поставки фанеры из России увеличилась с нуля до 50%. Но несмотря на это, поставки продолжаются. Как писали «Ведомости», за январь – июль 2023 г. российские компании поставили в США 89 000 куб. м фанеры (на 65,9% меньше к аналогичному периоду 2022 г.). В денежном выражении просадка составила почти 77% до $52 млн (см. номер от 17 сентября).

Аналитики не ожидают восстановления экспорта фанеры до уровня 2021 г. в среднесрочной перспективе. Гаврилов поясняет, что исторически более 60% спроса на основной экспортный продукт России – березовую фанеру – приходилось на ЕС и США. В других регионах мира березовая фанера не столь востребована, там используется дешевая продукция из других лиственных пород (например, тополя) и OSB (ориентированно-стружечные плиты), продолжает Гаврилов. «Российские компании стремятся диверсифицировать поставки, но выйти на исторические объемы экспорта фанеры без снятия санкций очень сложно», – считает Гаврилов. Новоселов согласен, что для восстановления прежних объемов экспорта фанеры необходим доступ на европейский рынок.

Но на внутреннем рынке отмечается рост спроса на фанеру, указывает Новоселов. По оценке Гаврилова, до введения санкций российским потребителям поставлялась примерно треть от произведенной в стране фанеры, после – уже около 50%.

«Исторически на внутреннем рынке потребляется 1,4–1,5 млн куб. м фанеры в год. Во время высокой конъюнктуры эта цифра может достигать 1,9 млн куб. м. Внутренний спрос продолжает расти благодаря высокой активности в строительной отрасли, а также в экономике в целом», – поясняет он.

По словам Гаврилова, в США цены на березовую фанеру в марте находились на уровне $720–920 за 1 куб. м в зависимости от базиса поставки и вида фанеры, при поставках в Египет – около $500. Цены снизились с пиковых значений 2021–2022 гг., но по-прежнему находятся на достаточно высоком уровне, добавляет он. В первой половине 2024 г. он ожидает продолжения давления на цены на продукцию ЛПК, но уже во второй половине года рассчитывает на улучшение ситуации в отрасли и начало «циклического тренда вверх».

«Ведомости» направили запросы в Минпромторг и крупнейшим производителям фанеры в России.

Экспорт фанеры с Череповецкого фанерно-мебельного комбината (ЧФМК; один из крупнейших производителей в России) за прошедший период 2023 г. сократился на 15% по сравнению с аналогичным периодом 2022 г., заявил «Ведомостям» гендиректор завода Илья Коротков. При этом производство фанеры в этом году снизилось на 20%, добавляет он. Для стабилизации ситуации в 2023 г. компания запустила несколько проектов по оптимизации производства, управлению затратами, ремонтами и снижению себестоимости. В результате ЧФМК планирует в 2024 г. вернуть объемы производства фанеры на уровень 2022 г. и обеспечить загрузку мощностей минимум на 80%.

По мнению Короткова, для наращивания экспорта нужны господдержка, программы субсидирования экспортоориентированного бизнеса для выхода на перспективные рынки, помощь с транспортом и налаживание эффективной логистики. Он поясняет, что сейчас также существуют проблемы с платежными системами, из-за которых экспортеры не всегда могут получить валютную выручку в срок. По словам Короткова, единственная мера, которая доказала свою эффективность, – это субсидирование транспортных расходов на экспорт продукции, однако субсидию нужно увеличить, чтобы все экспортеры могли компенсировать потери при выходе на новые рынки.