«Лукойл» задумался о продаже своего бизнеса в Болгарии

НПЗ в Бургасе придется модернизировать для отказа от российской нефти
neftochim.lukoil.com

Российский «Лукойл» начал пересматривать стратегию в отношении своих активов в Болгарии, включая НПЗ в городе Бургасе, из-за «существенного изменения условий деятельности» своих дочерних предприятий. Об этом говорится в релизе нефтекомпании от 5 декабря. «Будут проанализированы различные опции с привлечением международных консультантов, включая продажу бизнеса», – сообщил «Лукойл».

Компания решила пересмотреть стратегию из-за принятых болгарскими властями законов в отношении НПЗ. «Политическая буря», которую власти страны раздувают вокруг завода в Бургасе, наносит ущерб бизнесу «Лукойла», инвестиционному климату Болгарии, негативно влияет на доходы бюджета страны и разрушает ее имидж «в глазах всего мирового бизнеса», указал «Лукойл».

Нефтеперерабатывающий завод в Бургасе «Лукойл» купил в 1999 г. Его мощность по первичной переработке нефти составляет 9,5 млн т в год. НПЗ производит автомобильное топливо, сжиженные углеводородные газы (СУГ; используются преимущественно в качестве моторного топлива) и полимеры. По данным «Лукойла», инвестиции компании в НПЗ более чем за 20 лет эксплуатации превысили $3,4 млрд.

Топливо с НПЗ поставляется на внутренний рынок Болгарии и экспортируется. «Лукойлу» также принадлежат 220 АЗС и девять нефтебаз в Болгарии, бизнесы по судовой и авиационной бункеровке.

Проблемы с иностранными активами возникли у «Лукойла», а также других нефтегазовых компаний России после начала СВО на Украине в феврале 2022 г. и введения антироссийских санкций. Последние затронули как логистические цепочки поставок сырья, так и возможности сбыта продукции. До введения санкций «Лукойлу» принадлежали НПЗ в Болгарии, Румынии и Италии, а также 45% НПЗ в Нидерландах.

По данным на сайте компании, в 2022 г. общий объем переработки европейских НПЗ составил 20 млн т. Но в январе этого года «Лукойл» объявил о продаже завода на Сицилии за 1,5 млрд евро компании GOI Energy, которая также владеет крупнейшим НПЗ в Израиле. Власти Италии не торопились согласовывать сделку: по данным Financial Times, правительство США в частном порядке выразило Риму обеспокоенность, что российская компания продает завод «малоизвестному кипрскому фонду».

Сложности с работой в Болгарии начались у «Лукойла» уже после продажи итальянского завода. В начале сентября болгарские власти в нарушение договора концессии взяли под оперативный контроль нефтяной терминал Росенец, которым ранее управляла «Лукойл нефтохим Бургас». Затем парламент страны одобрил сокращение доли импорта нефти из России до 80% к концу 2023 г. и его прекращение к октябрю 2024 г. При этом ранее Евросоюз сделал исключение для Болгарии и разрешил ей ввозить российскую нефть до конца 2024 г. Для остальных стран ЕС эмбарго на морские поставки российского сырья вступило в силу 5 декабря 2022 г.

В январе этого года Die Welt сообщила, что еще весной 2022 г. Болгария начала тайно экспортировать на Украину дизтопливо, которое в то время производилось в стране только из российской нефти. «Лукойл» опроверг эту информацию и уточнил, что у него не было контрактов и поставок топлива на Украину с завода в Бургасе или через другие каналы.

Также власти Болгарии планировали с 1 марта 2024 г. отменить исключение из санкций, которое позволяет перерабатывать российскую нефть, и с 1 января следующего года отменить квоты на экспорт нефтепродуктов. В ответ «Лукойл нефтохим Бургас» предупредила, что страна может столкнуться с топливным кризисом, передавало издание Novinite в середине ноября. Также Financial Times сообщала, что власти Болгарии ввели налог на прибыль для НПЗ в Бургасе в размере 60%, который будет снижен до 15% после продажи завода новому собственнику. В публикации отмечалось, что предприятию, настроенному сегодня на переработку тяжелой российской нефти, придется пройти модернизацию стоимостью порядка 500 млн евро, чтобы оно могло использовать более легкую нефть из других стран.

Аналитик ФГ «Финам» Сергей Кауфман отмечает, что, если «Лукойл» не продаст НПЗ в Бургасе, ему придется искать нового поставщика нефти из-за планов властей запретить импорт сырья из России. Это лишит компанию синергетического эффекта и снизит маржинальность переработки, указывает он. На этом фоне повторение [в Болгарии] сценария с продажей НПЗ на Сицилии, по его словам, «выглядит все вероятнее».

У «Лукойла» не осталось привлекательных вариантов, кроме как продать завод, согласен ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков. Обмена активами с иностранными компаниями не предвидится, а прецедента сдачи завода в долгосрочную аренду на рынке пока нет, указывает он.

Список потенциальных покупателей такого НПЗ широк: им могут заинтересоваться европейские мейджоры (Equinor, Shell, BP, TotalEnergies и т. д.), которые снизили долговую нагрузку и сейчас открыты для сделок M&A, а также нефтетрейдеры (Vitol, Trafigura), отмечает Кауфман. Самым логичным вариантом была бы азербайджанская госкомпания SOCAR: она могла бы поставлять свою нефть с маленьким логистическим плечом и за счет покупки завода создать синергию, которая сейчас есть у «Лукойла», рассуждает Юшков. Также польская Orlen сейчас активно покупает нефтеперерабатывающие мощности в Европе, но она сосредоточена скорее на Германии, добавляет аналитик.

Новому владельцу будет сложно найти замену российской нефти, добавляет эксперт Института развития технологий ТЭК Кирилл Родионов. По его словам, ближе всего к российской Urals по техническим характеристикам (плотности и содержанию серы) сорт Upper Zakum, который добывается в ОАЭ, саудовская Arab Light и иранская Iranian Light. «Ближневосточные нефтедобытчики еще до введения санкций были ориентированы на азиатский рынок, при этом в 2024 г. Саудовская Аравия и ОАЭ в рамках договоренностей ОПЕК+ будут сдерживать добычу нефти. Иран также находится под санкциями, при этом его теневой экспорт преимущественно направлен на Китай», – добавляет Родионов. В такой ситуации новому владельцу действительно может потребоваться провести модернизацию мощностей завода [под другие сорта нефти], соглашается Кауфман.