Паром для Сахалина могут отправить на достройку

Недоработки не позволяют эксплуатировать его на линии Ванино – Холмск
«Объединенная судостроительная корпорация»

У Сахалина снова возникли проблемы с новым паромом «Александр Деев», который летом этого года местные власти несколько месяцев не принимали в эксплуатацию. Это следует из ответа министра транспорта России Виталия Савельева на запрос депутата Госдумы Алексея Корниенко (КПРФ). «Ведомости» ознакомились с письмом министра, Корниенко подтвердил его подлинность.

В частности, судно не может безопасно принимать на борт железнодорожные составы: «С сентября 2023 г. проводились осмотры стыковочных параметров судна и причалов паромной переправы Ванино (Хабаровский край) – Холмск (Сахалин) и были выявлены замечания, угрожающие безопасности движения поездов при накатке железнодорожного подвижного состава», – говорится в ответе министра.

В переписке ФГУП «Росморпорт» (подконтрольно структурам Минтранса, эксплуатирует федеральное имущество в портах) с оперирующей паромами компанией «Сахалинский пассажирский флот» (письма есть у «Ведомостей») уточняется, что во время стоянки «Александра Деева» в Ванине и Холмске для погрузки железнодорожных вагонов не хватает длины стыковочных рельсов «как на судне, так и на причале». Удлинить рельсы на пароме невозможно, а их удлинение на причалах приведет к необходимости подрезки рельсов на всех паромах типа «Сахалин» (другая серия паромов, построенная еще по советскому проекту). А это может сделать невозможной стыковку этих судов с причалом на островной части переправы в Холмске, следует из документов.

Также в переписке сообщается, что паром при швартовке в порту Ванино неплотно прилегает к причалу, а в Холмске «выламывает и расщепляет деревянный брус на отбойных щитах» причала.

Для решения проблемы создана межведомственная комиссия при минтрансе Сахалинской области, говорится в ответе Савельева.

Головной паром проекта CNF11CPD «Александр Деев» заложен в 2017 г. на Амурском судостроительным заводе (АСЗ), входящем в Объединенную судостроительную корпорацию (ОСК). Заказчик – Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК). Серия из двух автомобильно-железнодорожных паромов была заказана для обновления флота на линии Ванино – Холмск, которую сегодня обслуживают три старых судна проекта «Сахалин».

Сдача головного CNF11CPD неоднократно переносилась, и ГТЛК получила его в мае 2023 г. Правительство Сахалинской области до августа отказывалось принимать его в эксплуатацию («Ведомости» писали о проблемах с приемкой 28 июля). На линию головной паром вышел в сентябре, на АСЗ достраивается второй паром серии «Василий Ощепков» (срок сдачи – 2024 г.). Строительство двух паромов обошлось в 9,8 млрд руб. «Сахалинский пассажирский флот» с августа 2023 г. по июль 2028 г. заплатит ГТЛК 7,3 млрд руб. по договору лизинга за первый паром, следует из данных закупки на портале «ЕИС закупки».

За два месяца работы «Александр Деев» перевез 2200 пассажиров, 1280 грузовых и 430 легковых машин, но о перевезенных вагонах не сообщалось. Источник «Ведомостей», знакомый с проблемой, утверждает, что судно за это время «не перевезло ни одного вагона». Представитель «Росморпорта» подтверждает, что вагоны паром не перевозил.

«Рельсы будут удлинены после решения проблемы с фиксацией кормы «Александра Деева» в ложе парома, речь идет о дооборудовании в части обводов, чтобы очертания кормы повторяли очертания береговых сооружений. Удлинение рельсов не потребует значительных капиталовложений», – заявил представитель ФГУПа.

Источник «Ведомостей», близкий к АСЗ, утверждает, что в случае запроса ГТЛК или другой структуры на доработку парома верфь будет готова провести модернизацию «только после заключения нового, отдельного контракта».

В Минтрансе, ОСК и ГТЛК отказались от комментариев. «Ведомости» также направили запросы в правительства Сахалинской области и Хабаровского края.

Два источника «Ведомостей», знакомых с ходом строительства парома, считают, что проблемы связаны с недоработками «Росморпорта». «Александр Деев» строился под новые причалы, которые должны были быть созданы ФГУПом за время строительства судна, поясняет один из них. «Технические требования к парому сформулировал сам «Росморпорт», – утверждает один из них. При этом из материалов межведомственной комиссии следует, что конструкция парома «полностью соответствует его техпроекту».

Председатель московской коллегии адвокатов «Делоер» Роланд Зантарая считает, что доработка парома не относится к гарантийным обязательствам верфи. «Если судно произведено в соответствии с проектом и проблема не является следствием заводского брака или результатом отклонения от параметров судна, заложенных в проект, обязать завод за свой счет производить такие работы невозможно», – говорит юрист. Он указывает, что в соответствии с ч. 3 ст. 17 закона «О финансовой аренде (лизинге)» техобслуживание предмета лизинга, его капитальный и текущий ремонт ложатся на плечи лизингополучателя.

Управляющий партнер 4R Group Михаил Бойцов согласен, что, если паром построен в соответствии с техпроектом, верфь не обязана вносить изменения в конструкцию за свой счет. Договоренность о финансировании работ, по его словам, может быть достигнута между ГТЛК и Сахалинской областью. «В модернизации парома заинтересованы все стороны, поэтому финансирование проекта может быть осуществлено совместными усилиями с использованием механизмов ГЧП», – полагает юрист практики ГЧП и проектного финансирования CLS Дарья Туренко.

Гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров отмечает, что морская логистика сегодня более эффективно работает с контейнерными перевозками. Но если новый паром предусматривает перевозку железнодорожных вагонов, судно и береговая инфраструктура должны быть соответствующим образом доработаны «в максимально короткие сроки», указывает он.