Добыча угля в России к 2030 году может вырасти на 20%

Но для этого нужно снять инфраструктурные ограничения на железной дороге
Профицит угольных портовых мощностей оценивается в 64,3 млн т, но возможности железных дорог на экспортных направлениях ограничены/ Алексей Орлов / Ведомости

Добыча угля в случае снятия ограничений со стороны железнодорожной инфраструктуры может вырасти в России к 2030 г. более чем на 20% в сравнении с 2022 г. – до 525–526 млн т в год. Это следует из доклада Института проблем естественных монополий (ИПЕМ), представленного на конференции «Рынок транспортных услуг: взаимодействие и партнерство». Прогноз рассчитан «на основе утвержденных правительством стратегических программ, инвестпланов компаний и экспертных оценок развития отдельных секторов экономики», пояснил представитель ИПЕМа.

Уже сейчас профицит мощностей по добыче угля в России составляет 20%, следует из презентации к докладу. В 2022 г. угольщики потенциально могли произвести 548,7 млн т продукции – примерно на 112 млн т больше фактического объема добычи. Наибольший профицит мощностей, по данным ИПЕМа, фиксируется в Сибирском ФО, где он составляет 23%. За базу для расчета взят показатель добычи на уровне 436,8 млн т за 2022 г., следует из документа. Это соответствует данным Росстата – 437 млн т (+0,4% к 2021 г.).

Но увеличение добычи на 89,7 млн т к 2030 г. возможно только при отсутствии инфраструктурных ограничений со стороны РЖД, отмечает ИПЕМ. «Текущее состояние железнодорожной инфраструктуры не позволяет [вывозить такой объем угля]», – отметил представитель института.

В утвержденной в июне 2020 г. программе развития угольной промышленности России до 2035 г. предусмотрен рост добычи угля в стране к 2030 г. до 476 млн т в консервативном сценарии и до 659 млн т в оптимистичном.

Значительный экспортный трафик угля идет через Восточный полигон (БАМ и Транссиб). Так угольщики отправляют его к портам Дальнего Востока и затем на рынки АТР. Таким образом, Восточный полигон – это окно к высокомаржинальным экспортным рынкам. Экспорт угля по сети РЖД через порты Дальнего Востока в январе – октябре 2023 г. составил 78,4 млн т (+1,5% год к году), следует из данных компании. Еще 46,9 млн т было отправлено по железной дороге в порты Северо-Запада (+9,3%).

В ИПЕМе отмечают, что на 2023 г. профицит портовой инфраструктуры с доступом к железным дорогам составляет более 360 млн т. Профицит угольных портовых мощностей оценивается в 64,3 млн т, указано в презентации. Потому именно железнодорожный транспорт остается «узким местом» для вывоза угля, указывает ИПЕМ.

РЖД реализует на Восточном полигоне масштабную программу модернизации для расшивки инфраструктуры и увеличения провозной способности. «В 2024 г. компания завершит второй этап развития Восточного полигона, в результате провозные способности БАМа и Транссиба в направлении Дальнего Востока вырастут в 1,5 раза до 180 млн т в год. Сейчас прорабатывается вопрос реализации третьего этапа, который позволит обеспечить провозные возможности БАМа и Транссиба в 255 млн т к 2032 г.», – напомнил представитель РЖД. Но железнодорожный транспорт, по оценке ИПЕМа, «останется устойчиво дефицитным» даже после выполнения текущих планов инвестпрограммы РЖД.

РЖД настаивала на введении принципа «вези или плати» (ship-or-pay) для грузоотправителей в рамках третьего этапа развития Восточного полигона, что «обеспечит гарантии возврата инвестиций и получения необходимых социально-экономических эффектов для государства». Компания как минимум с 2016 г. лоббирует эту идею, а в 2021 г. первый вице-премьер Андрей Белоусов, возглавляющий совет директоров РЖД, даже поручал компании начать заключать такие договоры с угольщиками. Но внедрение ship-or-pay неизменно сталкивается с противодействием со стороны грузоотправителей.

По мнению ИПЕМа, государству «целесообразно дополнительно нарастить объем инвестиций в железнодорожный транспорт за счет финансирования из бюджета»: ограничить нагрузку на клиентов железных дорог, замещая инвестсоставляющую в тарифе федеральным финансированием.

В комментарии пресс-службы Минэнерго «Ведомостям» говорится, что министерство сейчас оценивает добычу угля к 2030 г. по базовому сценарию в объеме 485-500 млн т, по оптимистичному сценарию, при реализации всех планов РЖД по развитию железнодорожной инфраструктуры ускоренными темпами, возможен рост до 525 млн т. Спрос на любые перспективные объемы добычи в России будет, подчеркивается в комментарии. В 2022 г., по оценке Минэнерго, дополнительно к экспорту в 221 млн т был спрос еще на 100 млн т, но эти объемы не были экспортированы из-за логистических ограничений.

«Ведомости» направили запросы в Минтранс и крупнейшие угольные компании.

Эксперт Института развития технологий ТЭК Кирилл Родионов отмечает, что мощность сети РЖД на ряде направлений «отстает от целевых показателей» комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры, принятого правительством в 2018 г. Например, провозная способность участков на подходе к портам Северо-Запада и Азовско-Черноморского бассейна составляет 132 млн и 92 млн т в год соответственно, тогда как в комплексном плане были заложены мощности на 145 млн и 125 млн т в год.

Замминистра энергетики Сергей Мочальников 14 ноября отмечал, что спрос на российский уголь за рубежом почти в 2 раза превышает фактически экспортируемые объемы. По его словам, объемы добычи и экспорта угля в этом году ожидаются примерно на уровне 2022 г. Экспорт угля в прошлом году, по данным Минэнерго, снизился на 1% до 221,2 млн т. Крупнейшими импортерами российского угля в 2022 г., по данным Минэнерго, стали Китай – 67,3 млн т (+25,6% к 2021 г.) и Индия – 20,1 млн т (рост в 3 раза). В 2023 г. рост поставок продолжается, свидетельствует таможенная статистика этих стран.

Родионов отмечает, что для ключевых сегментов российского рынка угля характерна долговременная стагнация спроса. По данным ЦДУ ТЭК, в 2022 г. российские компании поставили на российские ТЭС 87,6 млн т угля – на 9% меньше, чем в 2012 г., поясняет эксперт. Поставки на коксохимзаводы за тот же период снизились на 2% до 36,5 млн т. Спрос в этих двух сегментах в будущем вряд ли станет серьезно расти, считает эксперт.

Схожая ситуация, по словам Родионова, и в металлургии: мощность действующих в России кислородно-конвертерных печей, использующих коксующийся уголь для выплавки стали, к марту 2023 г. составляла 51,6 млн т в год, тогда на стадии строительства не было ни одного такого объекта.

По данным Global Energy Monitor, Россия может нарастить добычу угля на 144 млн т в год. Из них 90 млн т в год приходится на новые проекты, а 54 млн т – на расширение добычи на уже действующих месторождениях.

Прирост добычи угля в России, по мнению Родионова, может быть обеспечен преимущественно за счет экспортоориентированных проектов. К ним относится, в частности, разработка крупного Эльгинского месторождения коксующегося угля, где добыча должна выйти на проектный уровень (50 млн т в год) после ввода в строй железнодорожной ветки Эльга – Чумикан, которая позволит транспортировать уголь к побережью Охотского моря.

Ведущий эксперт УК «Финам менеджмент» Дмитрий Баранов также обращает внимание на давление, которое оказывает на мировую угольную отрасль экологическая повестка. Многие потребители сокращают потребление угля, стремясь снизить объем выбросов в атмосферу, поясняет он.

По оценке управляющего директора рейтинговой службы НРА Сергея Гришунина, с учетом рисков для угольной энергетики на фоне глобальной зеленой повестки более реалистичен к 2030 г. рост добычи угля в России на 10% к уровню 2022 г.