РСПП выступил против законопроекта о локализации автомобилей такси

Отрасль пытается оспорить попытку поддержать автопром за их счет
Евгений Разумный / Ведомости

Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) не поддержал законопроект главы комитета Совфеда по экономической политике Андрея Кутепова (представляет Санкт-Петербург) и депутата от «Единой России» Владимира Гутенева, который наделяет правительство правом устанавливать требования по уровню локализации легковых автомобилей такси. Об этом говорится в письме РСПП, адресованном главе Минтранса РФ Виталию Савельеву и министрам транспорта регионов страны. «Ведомости» ознакомились с документом.

В письме от лица рабочей группы агрегаторов такси и цифровых платформ отмечается необходимость увязать требования о локализации с выделением субсидирования на покупку машин такси. Это позволит не только перенаправить дополнительные средства на производство локализованных автомобилей, но и повысить заинтересованность автозаводов в производстве и регулярном обновлении подвижного состава такси, полагают авторы.

При этом по предложению «Единой России» правительство и так увеличило объем средств в бюджете на льготный автолизинг в 3 раза на следующие три года – до 31 млрд руб. В легковом сегменте эта субсидия используется для обновления корпоративных автопарков и таксопарков. Общий объем мер господдержки спроса на автотехнику в 2024–2026 гг. составит почти 113 млрд руб.

Кроме того, РСПП предлагает проработать возможность законодательного установления максимальной наценки на машины такси, которые будут соответствовать требованиям по локализации. Они приводят в пример инициативу Национального союза по защите прав потребителей, который предложил правительству ограничить наценку на автомобили российской сборки на уровне 15%. Средневзвешенная цена на новую легковую машину в России по итогам 10 месяцев 2023 г. выросла на 23% до 2,91 млн руб., следует из данных «Автостата».

Введение уровня локализации для такси еще в большей степени усложнит процесс закупки новых автомобилей в отрасли, вызовет обострение уже сложившегося дефицита доступных машин и рост их стоимости, полагают в РСПП. Это спровоцирует риск ухода перевозчиков в серую зону или из отрасли вообще, что ограничит предложение и спрос на услуги такси, отмечается в письме. «В этой связи в представленной редакции законопроект не поддерживается. Просим поддержать представленную позицию и учесть реальный негативный эффект от данной инициативы», – говорится в письме.

Спорный законопроект обсуждается регуляторами и отраслью почти год. В октябре он был поддержан правительственной комиссией по законопроектной деятельности с учетом того, что имеющиеся к нему замечания будут устранены до внесения документа в Госдуму. В частности, было предложено предоставить субъектам право самим устанавливать минимальное количество легковых такси российской сборки в регионе и требования по локализации для них. Эти требования следует разграничить в зависимости от особенностей парка в конкретном муниципальном образовании, отмечала правкомиссия.

При этом еще в июле Национальный совет такси просил премьер-министра Михаила Мишустина не принуждать бизнес в сегменте перевозок легковыми такси к покупке исключительно локализованных в России автомобилей. Ассоциация сетовала на массовый неудовлетворенный спрос на российскую автотехнику и предупреждала, что принятие нормы обернется резким ростом цен на услуги такси и ухудшением транспортной доступности.

Представитель Минтранса перенаправил вопросы «Ведомостей» в Минпромторг. Представитель ведомства говорит, что поддерживает использование высоколокализованных автомобилей в такси, так как подобный механизм регулирования может способствовать стимулированию спроса на машины отечественного производства.

Актуальная редакция законопроекта предполагает установление именно минимального уровня локализации со стороны правительства, подчеркивает собеседник. Для тех категорий транспортных средств, в которых отечественное производство еще не в полной мере может закрыть заявленную потребность, могут быть установлены исключения, полагает он. В дальнейшем нормативно-правовыми актами субъектов будут установлены дополнительные требования к уровню локализации автомобилей, учитывающие особенности и структуру региональных таксопарков, уровень развития дорожной сети, добавил представитель ведомства.

«За счет более низкой стоимости покупки и владения отечественными автомобилями, более разветвленной сети технических центров и высокой доступности запчастей и комплектующих для них установление минимального уровня локализации автомобилей такси в некоторых сегментах будет способствовать снижению затрат со стороны перевозчиков на закупку и обслуживание таксопарка», – уверяет собеседник.

По оценке представителя такси «Максим», от 98 до 100% перевозок такси в регионах приходится на самозанятых на личных авто, для большинства из которых извоз является подработкой. Поэтому предъявлять им требование по использованию для работы только локализованных машин означает прекратить их деятельность, оставить население регионов вообще без такси, отмечал он в беседе с «Ведомостями».

Цены на машины постоянно растут, наблюдается их нехватка в эконом-сегменте из-за сокращения количества доступных на рынке моделей, говорит представитель «Яндекс такси». «В таких условиях опасно вводить квотирование и требования по локализации. Наоборот, стоит поощрять приобретение новых автомобилей и стимулировать спрос, а дополнительные требования по локализации серьезно осложнят работу таксопарков и могут спровоцировать новую волну дефицита техники», – полагает он.

Проект по локализации уже в Госдуме, но, скорее всего, не будет рассмотрен в зимнюю сессию, говорит руководитель центра компетенций международного евразийского форума «Такси» Станислав Швагерус. По его словам, пока даже не заработал принятый в сентябре закон о такси (№ 580-ФЗ), поскольку за это время легализовалось только 3700 таксистов, а необходимую нормативно-правовую базу для функционирования законодательства в регионах приняли всего 25 субъектов. «И на этом фоне поступают проекты, которые еще больше ужесточают работу перевозчиков. Я думаю, усилия профессионального сообщества по донесению своей позиции в этот раз должны стать успешными», – резюмировал он.