«Росатом» выбрал генподрядчика строительства терминала в порту Певек

Тендер выиграла компания под руководством бывшего топ-менеджера «Стройтрансгаза»
Андрей Гордеев / Ведомости

Морской терминал в порту Певек на мысе Наглейнын на Чукотке за 31,8 млрд руб. построит компания «Межрегионстрой». Компания выиграла тендер ФГУП «Гидрографическое предприятие» (подконтрольно «Росатому»), следует из материалов на портале госзакупок.

«Межрегионстрой» стал единственным участником конкурса. Из общей суммы контракта 20,1 млрд руб. будет направлено на строительство грузового терминала, 11,7 млрд руб. – на создание инфраструктуры для мобильных плавучих атомных энергоблоков (МПЭБ), сообщается в документах закупки. Из федерального бюджета будет выделено 26,8 млрд руб., еще 5 млрд руб. составят «внебюджетные средства».

В марте премьер Михаил Мишустин подписал распоряжение об инвестициях в строительство терминала в Певеке в размере 55,2 млрд руб., в том числе 27,5 млрд руб. за счет бюджета, а остальное из внебюджетных источников. 17,26 млрд руб. бюджет даст на грузовой терминал (823 погонных метра грузовых причалов), 10,37 млрд руб. – на создание инфраструктуры для МПЭБов мощностью 884 погонных метра (гидротехнические сооружения для плавучей атомной теплоэлектростанции «Росатома»). Станция обеспечит энергией разработку Баимского месторождения. Планируемый срок ввода терминала в эксплуатацию – 2026 г.

Компания «Межрегионстрой» (ранее – «Промпроектэкспертиза») основана в 2009 г., занимается промышленно-гражданским строительством, ее портфель контрактов по состоянию на 2023 г. превышает 86 млрд руб., говорится на сайте компании. С ноября 2022 г. компания принадлежит ЗПИФ «Техно актив». Подрядчик работает на Полярной ГТЭС на Ванкорском месторождении «Роснефти», нефтепроводе Ванкор – Сузун, Тагульском нефтегазоконденсатном месторождении, Красногорском водоподъемном гидроузле на реке Иртыш (Омский гидроузел) и на АЭС в Венгрии, говорится на сайте компании. Компания была генеральным подрядчиком по строительству конденсатопровода Уренгой – Сургут (вторая нитка) и ремонту резервной нитки продуктопровода Сургут – Южный Балык. Она также участвует в проектах газификации Якутии и Курганской области.

По данным «СПАРК-Интерфакса», «Межрегионстрой» возглавляет Олег Кузнецов, которому ранее принадлежало 50% капитала этой компании (остальное – Владимиру Левченко). Топ-менеджер с таким же ФИО ранее работал в компаниях «Стройтрансгаз» и «Сургуттрубопроводстрой» (СТПС), аффилированных с Геннадием Тимченко, следует из данных «СПАРК-Интерфакса». СТПС также сотрудничал со «Стройгазмонтажем» Аркадия Ротенберга. Кузнецов работал в СТПС под руководством председателя совета директоров компании Сергея Кошкина, который и контролировал компанию через Helena Associates Corp. с Британских Виргинских островов, как сообщал «Коммерсантъ» в 2010 г.

Ожидается, что создание гидротехнических сооружений и проведение дноуглубительных работ на мысе Наглейнын в рамках комплексного плана реализации инвестпроектов по освоению Баимской рудной зоны позволит отгружать до 2 млн т металла в год.

Баимская площадь – одно из крупнейших неосвоенных медных месторождений в мире. Вместе с входящим в нее золоторудным месторождением Песчанка (ресурсы по JORC – 9,9 млн т меди и 16,6 млн унций золота) она принадлежит ГДК «Баимская», которую в 2018 г. выкупил у структур Романа Абрамовича и его партнеров один из крупнейших в Казахстане производитель меди KAZ Minerals за $900 млн. Компания анонсировала капитальный бюджет проекта на уровне $8 млрд. Инвестор планирует построить две обогатительные фабрики мощностью переработки 70 млн т руды в год и объемом производства 400 000 т в медном эквиваленте. Ранее сообщалось, что KAZ Minerals вложит в строительство грузового терминала около 15 млрд руб.

Строительство четырех МПЭБов под проект мощностью 318 МВт заказано «Росатомом» в Китае, их достройка будет произведена в Петербурге на Балтийском заводе (входит в Объединенную судостроительную корпорацию, ОСК). Ранее эксперты отмечали, что Певек будет играть важную роль в развитии Севморпути (СМП). В частности, ведущий эксперт УК «Финам менеджмент» Дмитрий Баранов указывал, что порт строился для обслуживания СМП, освоения Арктики, добычи и вывоза различных полезных ископаемых. Согласно утвержденному правительством России плану развития СМП, доклад о завершении проекта в Певеке должен поступить в кабинет министров в апреле 2026 г.

Представитель «Межрегионстроя» заявил, что условия контракта «относятся к конфиденциальной информации» и переадресовал вопросы к заказчику строительства, т. е. в «Росатом». В Минтрансе также переадресовали вопросы в госкорпорацию, отвечающую за развитие инфраструктуры морских портов на СМП и в целом за этот проект (летом 2022 г. «Росатом» был назначен оператором, отвечающим за судоходство на СМП). Представитель «Росатома» пояснил, что не может предоставить комментариев, поскольку «закупочная процедура еще не завершена».

«Ведомости» также запросили KAZ Minerals и «Волга груп» Геннадия Тимченко.

Директор консультационной компании «Гекон» Михаил Григорьев говорит, что строительство терминала предназначено в первую очередь для доставки грузов обеспечения строительства Баимского ГОКа, а в дальнейшем – для вывоза его продукции (медного концентрата) и завоза грузов обеспечения производств. «Баимская площадь находится к западу от Чаунской губы, тогда как действующий порт Певек расположен на ее восточном берегу. Строительство терминала на мысе Наглейнын на юго-западном берегу губы позволит сократить плечо доставки груза от месторождения к порту. Терминалом при необходимости также смогут воспользоваться и другие проекты региона по добыче сырья», – добавил эксперт.

Гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров считает, что фундаментальных препятствий для реализации проекта в запланированные сроки нет. «Вероятнее всего, отгрузка продукции начнется не ранее 2027 г. Поэтому, даже если морской терминал будет построен со сдвигом вправо на год, или одну навигацию, это не окажет серьезного влияния на проект», – уверен эксперт.