«Лукойл» получил лицензии на два месторождения в Каспийском море

Промышленная добыча нефти на них может начаться в течение 5–7 лет
Дмитрий Рогулин / ТАСС

«Лукойл-Нижневолжскнефть» (дочерняя компания «Лукойла») получила лицензии на два участка недр на шельфе Каспийского моря. Об этом сообщается в реестре участков недр и лицензий Роснедр. Лицензии на разведку и добычу углеводородов на месторождении Хазри и месторождении им. Р. У. Маганова действуют до конца 2043 г.

Весной этого года Роснедра утвердили запасы месторождения им. Р. У. Маганова, названного в честь одного из основателей «Лукойла» – председателя совета директоров компании в 2020–2022 гг. Равиля Маганова, погибшего в сентябре прошлого года. Оно открыто на структуре Титонская, а его запасы составили 8,4 млн т нефти, 136 млрд куб. м газа и 24,4 млн т газового конденсата.

Месторождение Хазри относится к крупным, а его запасы по категориям С1 и С2 оцениваются в 48 млрд куб. м газа и 8,2 млн т конденсата. В 2017 и 2020 гг. на этом участке были пробурены две поисково-оценочные скважины.

Накопленный объем добычи «Лукойла» в российской части Каспийского моря составляет 50 млн т жидких углеводородов, сообщала компания в начале февраля. «Лукойл» открыл в акватории 11 месторождений. На двух из них – им. Юрия Корчагина и им. Владимира Филановского – уже идет промышленная добыча. Также в этом году компания планировала ввести в эксплуатацию месторождение им. Валерия Грайфера с ожидаемой добычей более 1 млн т нефти в год (официально о вводе не сообщалось).

Кроме того, «Лукойл» работает в казахстанском секторе Каспия. В 2019 г. российская компания заключила контракт на разведку и добычу углеводородов на блоке Женис и получила 50% в СП с казахстанским «Казмунайгазом». Затем летом 2021 г. «Лукойл» подписал соглашение о покупке 49,99% в проекте «Аль-Фараби». Также компании принадлежат 25% в СП по разработке месторождения Центральное и 50% в проекте по Хвалынскому месторождению.

В начале февраля минэнерго Казахстана сообщило, что «Казмунайгаз» и «Лукойл» подписали контракт на добычу углеводородного сырья в казахстанском секторе Каспийского моря. Добыча будет происходить на участке недр Каламкас-море, Хазар, Ауэзов. Проект предполагает уплату «подписного бонуса» в $32 млн, привлечение прямых инвестиций в объеме более $6 млрд и создание на первоначальном этапе более 2000 рабочих мест.

Представитель «Казмунайгаза» уточнял «Ведомостям», что проект будет паритетным, т. е. «Лукойлу» и казахстанской компании будет принадлежать по 50% (см. номер от 9 февраля 2023 г.). Добываемую нефть планируется экспортировать, но у недропользователя будет возможность поставлять ее и на казахский рынок.

В долгосрочной перспективе российские нефтяники будут все больше чувствовать истощение месторождений в Западной Сибири, поэтому компании активнее развивают проекты в других регионах, поясняет аналитик ФГ «Финам» Сергей Кауфман. Доказанные запасы шельфа Каспийского моря составляют, по некоторым оценкам, около 30 млрд барр. нефти с ресурсами до 100 млрд барр. – это 2% мировых запасов, уточнил партнер Kasatkin Consulting Дмитрий Касаткин.

Возможности «Лукойла» по увеличению добычи нефти в России ограничены – долгое время наиболее привлекательные активы доставались другим компаниям, поясняет ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков. При этом компания получила лицензии на добычу на шельфе Каспийского моря, до того как на этом рынке начали доминировать госкомпании, отмечает он.

У Каспия выгодное расположение, которое позволяет экспортировать нефть ключевым потребителям с относительно маленьким логистическим плечом, обращает внимание Касаткин. Также на этом море есть транспортно-логистическая, добычная и перерабатывающая инфраструктура, а себестоимость добычи невелика относительно других шельфовых проектов в России, добавляет он. Среди минусов Каспийского моря Касаткин перечисляет экологические вопросы, неопределенность морских границ, а также дефицит плавучих буровых установок.

Касаткин оценивает себестоимость добычи нефти на шельфе Каспия в $40/барр., а начало промышленной добычи на месторождениях Хазри и им. Р. У. Маганова – через 1,5–2 года. Кауфман называет более длинные сроки – 5–7 лет, такой же прогноз по началу добычи в промышленных объемах дает Юшков.

«Ведомости» направили запрос в «Лукойл».